logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Городская библиотека»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан
header img

10 главных песен Владимира Высоцкого…

Музыка Владимира Высоцкого — словно отдельная вселенная. По самым скромным подсчётам, число его песен переваливает за четыре сотни, и это всего за двадцать лет творчества. Исследователи даже говорят о «высоцковедении» — феномен самого культового барда в нашей истории настолько богат и сложен, что на его основе можно писать научные диссертации и устраивать филологические дискуссии.

Любой список лучших, главных или самых известных песен Владимира Семёновича обречён на то, чтобы быть субъективным. Выделить главное подчас трудно и потому, что у Высоцкого не было стандартной музыкальной карьеры. 


1. Большой Каретный (1962)

Многие ранние песни Высоцкого считаются чуть ли не блатняком. Но чисто уголовная романтика не была для него определяющей — гораздо большее значение имели ощущение дворового товарищества, воспоминания лихого голодного послевоенного детства. Сам Высоцкий говорил следующее:

«Когда я начинал писать свои песни, я предполагал их писать для очень маленькой группы своих близких друзей. Мы жили в Москве много лет тому назад, в квартире в Большом Каретном переулке, у моего друга, у Лёвы Кочаряна, в течение полутора лет. Там хорошая компания собиралась, там бывал часто и с нами вместе провёл эти годы Вася Шукшин, Тарковский Андрей; и многие другие. Тогда выработалась такая манера дружественная, раскованная, непринуждённая, я чувствовал себя свободно, потому что это были мои близкие друзья — я знал, что всё, что я им буду петь и рассказывать, им интересно».

Песня и была посвящена актёру Левону Кочаряну, старшему товарищу Высоцкого.

Весьма органично «Большой Каретный» слушается в исполнении блатных музыкантов


2. На братских могилах (1963−1965)

Ностальгия по дворовой молодости прошла, и Высоцкого стали интересовать другие сюжеты. Так уже в первые годы творчества он пришёл к военной тематике. По некоторым свидетельствам, песня «На братских могилах» была исполнена в июне 1963 года на дне рождения отца музыканта, Семёна Высоцкого.

Сам Высоцкий говорил, что написал её для спектакля Театра на Таганке «Павшие и живые» (1965) вместе с другими военными произведениями: «Песней о звёздах» («Мне этот бой не забыть нипочём…»), «Мы вращаем землю» («От границы мы Землю вертели назад…»), «Солдаты группы „Центр“» («Солдат всегда здоров, солдат на всё готов…»). В спектакль песня не вошла и впервые прозвучала в фильме «Я родом из детства» (1966) в исполнении Марка Бернеса.

Слушайте комментарий Высоцкого на эту тему и запись песни из фильма:

В исполнении самого Высоцкого:

С должным вниманием к оригиналу военные песни Высоцкого любит исполнять группа ЛЮБЭ:


3. Песня о друге (1966)

Фильм «Вертикаль» (1967) принёс Высоцкому всесоюзную известность и в качестве актёра, и в качестве музыканта. Один из режиссёров ленты Станислав Говорухин признавал, что это было взаимовыгодным сотрудничеством:

«Зрительским успехом фильм обязан прежде всего Высоцкому — и его песням, и появлению на экране».

«Песня о друге» появилась прямо во время съёмок. Альпинист Леонид Елисеев рассказал музыканту о давнем случае в горах, когда он был «в связке одной», прямо как в песне, вместе с другими скалолазами. Случай едва не закончился трагедией: почти вся группа сорвалась вниз, но все остались живы. Вот что, по воспоминаниям самого Елисеева, произошло после этого рассказа:

«На следующее утро ко мне в номер влетел радостно-возбуждённый Володя:

— Ну, как спалось? — и, не дожидаясь ответа, добавил: давай быстрей спускайся ко мне.

Я быстро оделся и спустился. Володя был по-прежнему возбуждён, но, как мне показалось, к этому добавилось и нетерпение. Его настроение передалось мне. Я сел в кресло, в котором сидел обычно, Володя на кровать. Нас разделял журнальный столик, на котором, ближе к Володе, лежал мелко исписанный листок со стихами. Он сидел и смотрел на меня, слегка пригнувшись к гитаре.

В этот момент мне показалось, что он внутренне готовится к прыжку. И наконец, ударив по струнам, он запел…»


4. Моя цыганская (1967−1968)

Одна из самых узнаваемых песен Высоцкого — возможно, благодаря использованию популярных мотивов цыганской пляски. Вообще цыганская тема появлялась ещё в самых первых песнях Владимира Семёновича, когда он во время учёбы в школе-студии МХАТ сочинил для студенческого спектакля пародийную цыганскую песню «На степи молдаванские». Потом в разные годы цыганские мотивы встречались и в десятке-другом песен, но самой известной стала «В сон мне — жёлтые огни…».

Если вслушаться в текст, то становится ясно, что «цыганская» форма скрывает за собой самое «русское» содержание. Безысходность, маета и русская тоска на просторах, где «ничего не свято», сделали «Мою цыганскую» настоящей народной песней.

Высоцкий любил это произведение и несколько раз делал студийные записи, в том числе во Франции… на французском языке! Так что можете ознакомиться с кавер-версией Высоцкого на самого себя:

Также благодаря фильму Леонид Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» популярной «цыганской» песней Высоцкого стала вариация стихотворения поэта Аполлона Григорьева «О, говори хоть ты со мной…». Но путать её с «Моей цыганской» не стоит.


5. Охота на волков (1968)

Эта песня может считаться одной из самых крамольных в творчестве Высоцкого. Она была написана им во время съёмок фильма «Хозяин тайги», хотя для самого фильма не предназначалась. Тем не менее, атмосфера сибирской тайги и потенциальной погони вдохновила музыканта. На идею загнанности в угол также повлияли недавние газетные публикации, в которых Высоцкий попал под суровый огонь критиков.

Режиссёр Театра на Таганке Юрий Любимов предложил использовать песню в спектакле «Берегите ваши лица» по стихам Андрея Вознесенского. Песня Высоцкого была единственным «инородным» элементом среди текстов Вознесенского (кстати, сам поэт был не против такого творческого подхода), но именно она привела к недовольству цензоров. После премьерного показа спектакль запретили.

Почему? Остаётся лишь догадываться, с какой выдающейся самоотдачей Высоцкий исполнил свой шедевр, чтобы его достаточно абстрактный текст о бунтарском стремлении к свободе вызвал столь резкое неприятие сверху. Зато крамольная песня получила множество поклонников: Евгений Евтушенко писал Высоцкому, что «встаёт перед ним на колени» за это произведение, а Юрий Никулин называл «Охоту на волков» одной из своих самых любимых песен.

Чтобы разнообразить кавер-версии малоизвестными исполнителями, смотрите концертную запись рок-группы «Переучёт»:


6. Я не люблю (1968−1969)

«Я не люблю фатального исхода…» была создана для приключенческого фильма «Опасные гастроли» (1969), где Высоцкий играл одну из главных ролей. В фильм песня не вошла и прозвучала в итоге в спектакле театра «Современник» «Свой остров».

Как это и бывало со многими текстами Высоцкого, он написан для конкретных сюжетов от лица конкретных лирических героев, но потом пустился в свободное плавание. Теперь мы воспринимаем песню «Я не люблю» как авторское высказывание самого Высоцкого, поскольку он с удовольствием подписался бы под каждой строкой. Неприятие холодного цинизма, выстрелов в спину, сплетен и трусости — без сомнения, это его собственная позиция.

Предлагаю также послушать стихотворное исполнение «Я не люблю» Игорем Скляром:


7. Он не вернулся из боя (1969)

Военные песни Высоцкого могли бы занять отдельный топ-10, поскольку Владимир Семёнович продолжал обращаться к сюжетам Великой Отечественной вплоть до последних лет своей жизни. Слово музыканту:

«Всегда трудно понять, что чувствует человек, теряя того, с кем бок о бок прожил несколько лет. А если это несколько военных лет?! Когда кажется, что их не два, а один, когда делится всё поровну — поровну еды, сна, боёв, опасности. И когда вдруг одного нет! Может быть, песня получилась слишком грустная, но ведь это вовсе не весёлое дело — война».

Текст Высоцкого в качестве стихотворения стал одним из самых известных его произведений за рубежом. Он был переведён на английский, итальянский, польский, румынский, японский языки, иврит и другие. «Он не вернулся из боя» была написана для фильма «Сыновья уходят в бой» и из-за ошибки монтажа в титрах Высоцкий был указан только как автор текста. Тем не менее, музыка песни так же принадлежит ему.

Версия Юрия Стоянова:


8. Лирическая (1969)

Поэт чаще всего не может обойти стороной любовную лирику. Высоцкий не был исключением. Его песня «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» посвящена французской актрисе Марине Влади, с которой в 1970 году они поженились.

Есть, правда, версия, что песня обращена к предыдущей любви Высоцкого — актрисе Театра на Таганке Татьяне Иваненко. Впрочем, имеет ли это значение? Какой бы ни была предыстория песни, признание в любви от лица лирического героя звучит проникновенно и искренно.

Вариант от Андрея Макаревича:


9. Кони привередливые (1972)

Главной философской песней Высоцкого стали «Кони привередливые». Опять же, поначалу это был просто саундтрек к фильму «Земля Санникова», но в фильм песня не попала. Зато она органично сочетается с гамлетовскими мотивами, которые Высоцкий воплощал в эти годы на сцене Театра на Таганке, играя датского принца. Тема жизни и смерти нашла отражение во многих песнях первой половины 1970‑х годов. В одной из них («О фатальных датах и цифрах») Владимир Семёнович размышлял о том, в каком возрасте уходят из жизни известные поэты, словно пытался вычислить собственную кончину.

Образ коней, которые несут героя куда-то в неизвестность, перекликался с судьбой самого музыканта — он как будто бы не успел дожить и не успел допеть. На его могиле на Ваганьковском кладбище в Москве в скульптурной композиции можно найти тех самых привередливых коней.

Многие русские рокеры с удовольствием перекладывают песни Высоцкого под жёсткий инструментальный ритм:


10. Баллада о борьбе (1975)

В середине 1970‑х годов Владимир Высоцкий написал несколько «баллад» для фильма «Стрелы Робин Гуда». Поначалу предполагалось, что он сыграет в нём роль шута. Но по разным обстоятельствам этого не случилось, а цензура впоследствии вырезала и его песни. Вряд ли в этом были политические мотивы: скорее всего, яркие авторские песни просто показались неуместными и неформатными в приключенческом фильме о Средневековье.

Многие из них можно слушать и сейчас, не обращая внимания не историю о Робин Гуде. «Баллада о любви», «Баллада о ненависти», «Баллада о вольных стрелках» образно описывают простые человеческие чувства, которые могут происходить в любое историческое время. Так и «Баллада о борьбе», в которой можно увидеть отголоски военной темы Высоцкого, обрывки его детских воспоминаний раннего периода творчества, а также частые мотивы сказочной фольклорной лирики.

Впоследствии часть баллад для «Стрел Робин Гуда» вошли в фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982). Смотрите фрагмент фильма с исполнением «Баллады о борьбе»:

Фольклорные интонации песни сумела подчеркнуть Хелависа в своей кавер-версии: