logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Городская библиотека»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан
header img

10 интересных фактов об учителях и Дне учителя

Еще несколько десятков лет назад профессия учителя была самой популярной. У современной молодежи другие идеалы. Сейчас в сферу образования идут только те, для кого призвание важнее высокой зарплаты. По крайне мере, в России на данный момент сохраняется такая ситуация. А ведь это одна из самых важных профессий на Земле! От учителя зависит будущее.
Профессия учителя очень сложная, такая же как пожарный или воздушный пилот. Это не шутка. Согласно исследованиям, уровень стресса у них примерно одинаковый. Но не будем о грустном, в каждой сфере есть свои плюсы и минусы.
В этой статье мы расскажем вам о самых интересных фактах об учителях ко Дню учителя. Эта информация будет полезной как для педагогов, так и для учеников.
Учебные заведения появились в 5 – 3 веке до н. э.
Профессия педагога считается одной из самых древнейших. Восточные страны оказались в этом плане самыми прогрессивными. Уже в V – III веке до н. э. в Александрии стали создаваться первые школы, причем уровень подготовки в них был довольно высоким. Изучали математику, филологию, философию, медицину.
В то же время в Древней Греции была подана мысль о выделении высшего образования. Древнегреческий философ Платон предлагал выбирать наиболее способных учеников и изучать предметы не в прикладном значении, а позволить им реализовывать свои таланты, научить их размышлять о более глобальных вещах.
Слово «школа» возникло в Древней Греции
Если вы никогда не интересовались происхождением слова «школа», наверняка для вас будет открытием, что в переводе с греческого оно означает «досуг».
Существует теория, что такое взаимодействие возникло, чтобы занять две категории нетрудоспособного населения (дети и старики). Они собирались группами, и пожилые люди делились своим опытом и знаниями. Конечно, в то время рано было говорить об образовании. Старики выступали в роли нянек, приглядывали за детьми.
Школы на Руси открывали при церквях
Россия значительно отстала в этом деле. Долгое время бояре и дворяне приглашали наемных учителей, а бедняки посылали своих детей обучаться ремеслу. Вряд ли это можно было назвать образованием.
Первые школы на Руси появились после крещения (988 год). Князь Владимир Святославович издал указ, согласно которому дети бояр должны были учиться грамоте.
Первая школа носила название «Книжное учение». Вскоре по всей русской земле начали появляться подобные заведения. Они открывались при церквях и монастырях. Программу обучения создавал сам князь Владимир, а в роли учителей выступали монахи. Грамота была доступна только мальчикам из обеспеченных семей.
В Древней Греции учителей арифметики называли калькуляторами
Учителей арифметики в Древней Греции называли калькуляторами. В переводе с латинского это слово обозначает «счетчик». Оно образовано от «calculus» — камешки. Раньше для счета использовали небольшие камни. Теперь это слово по-прежнему распространено, правда уже в другом значении.
В 1086 году открылось первое в Европе женское училище
После открытия первых школ обучение считалось прерогативой мужчин. Женщины занимались домом и даже не мечтали научиться писать и читать.
По происшествии ста лет ситуация изменилась. Сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна доказала, что женщины тоже могут получать образование. В 1086 году она основала женское училище при церкви. Оно стало первым образовательным учреждением для женщин в Европе.
Девочки из зажиточных семей получили возможность обучаться письму, чтению и пению. Опять же это нововведение было единичным случаем. В целом в истории Древней Руси не наблюдалось широкого распространения женского образования. Значительные перемены в этой сфере произошли только во второй половине XIX века.
В 19 веке были популярны иностранные гувернеры
В России XIX века домашнее обучение было довольно распространенным явлением. Большая часть дворянских детей училась дома. Для этой цели нанимали гувернеров (для мальчиков) и гувернанток (для девочек).
Особой популярностью пользовались иностранные преподаватели, так как знание языков было обязательным в те времена. Учили немецкий, французский, английский. Работа гувернера хорошо оплачивалась, но у большинства заграничных педагогов не было никакого образования, поэтому нанимали еще одного учителя – русского. Он обучал детей всем необходимым дисциплинам (по курсу гимназии).
Интересный факт: впервые иностранные учителя появились в эпоху Петра I в царской семье. Через некоторое время приближенные Петра тоже стали приглашать для своих детей гувернеров и гувернанток.
В некоторых учебных заведениях мира до сих пор существуют телесные наказания
Кажется, что телесные наказания давно уже запрещены, но нет. Во многих странах Африки учителям позволено поднимать руку на учеников. В Либерии и Кении наказание плетью – обычное явление. В Мьянме распространены наказания тростью.
Что говорить об Африке, если в цивилизованной Великобритании в 2011 году отменили запрет на телесные наказания. Консервативная партия правительства объяснила это тем, что современное поколение ведет себя неподобающе и чересчур увлечено интернетом.
В Корее используют разные методы: индивидуальное и групповое наказание. Они тоже включают в себя физические воздействия, направленные против детей.
В США распространен принцип «тайны отметок»
В США несколько иная система оценок, чем в России. Отметки могут ставиться в виде цифр (от 0,00 до 4,00) и букв (А — 5, F — 2, D – проходной балл). Неоспоримое преимущество американской системы в том, что отметки каждого ученика – это личная информация. Учителя не оглашают их перед всем классом, а записывают в индивидуальные папки.
Каждый школьник видит только свои оценки и даже не знает, как учится сосед по парте. Очень удобная система, ведь в школах нередко возникают неприятные ситуации и споры из-за оценок.
Согласно статистике, в России это женская профессия
Преподавателями в России работают преимущественно женщины. К сожалению, эта профессия сейчас не престижна и имеет низкий социальный статус. Еще один минус преподавательской работы – низкая зарплата. Неудивительно, что мужчины не хотят развиваться в сфере образования. Процентное соотношение: 86 – женщины, 14 – мужчины.
Кстати, у российских учителей самая высокая нагрузка и самая низкая заработная плата (по сравнению с другими странами Европы). Именно поэтому большинство выпускников педагогических вузов идут работать в торговлю или другие сферы, где можно заработать гораздо больше. Странно, что при таких тенденциях власти не задумываются о том, что давно пора менять сложившуюся систему.
Во многом от учителей зависит благосостояние общества
Зато учитель занимает третье место в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества. Учитель прививает детям любовь к знаниям, готовит их ко взрослой жизни. Он помогает определиться с выбором жизненного пути.
Конечно, все зависит от того, любит педагог свою работу или ходит «как на каторгу». Это сложная и творческая профессия, для которой нужны определенные качества. Не каждый сможет работать в этой сфере, а настоящих учителей вспоминают добрым словом даже после окончания школы.