logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Городская библиотека»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан
header img

#БИБЛИОНОЧЬ 2020 “Память нашей Победы”

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с младшего школьного возраста. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты, рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Можно рассказать и о том, как трудно жилось женщинам и детям, чьи мужья, братья и отцы отправились на фронт, но они стойко переживали все испытания.

В известной книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» есть очень важная и глубокая мысль: «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая». В этом году наша страна будет отмечать 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Эта трагедия унесла миллионы человеческих жизней, разрушила города и целые страны, сломала бесчисленное количество судеб. Это та цена, которую человечеству пришлось заплатить за избавление от ужасов фашизма. Советские воины отстояли мир и завоевали свободу для своей страны, для нас с вами. Об этом никогда нельзя забывать, сколько бы времени ни прошло.
Для дошколят и младших школьников, безусловно, интересными и запоминающимися станут стихи о войне: Барто А., Берестова В., Михалкова С., Маршака С. 
Список книг о войне для дошкольного и младшего школьного возраста
  • Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
  • Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
  • Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.)
  • Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
  • Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.)
  • Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.)
Школьники среднего звена с удовольствием узнают о детях, своих сверстниках, в годы Великой Отечественной войны, их жизни, делах и подвигах.
  • Богомолов В. “Иван” (Трагическая и правдивая повесть об отважном мальчике-разведчике.)
  • Козлов В. “Витька с Чапаевской улицы” (Книга рассказывает о судьбах подростков в годы войны.)
  • Корольков Ю. “Пионеры-герои. Лёня Голиков” (Рассказ о юном пионере из Новгородской области Лене Голикове, его судьбе и подвиге, основанный на реальных событиях.)
  • Рудный В. “Дети капитана Гранина “(Повесть о юных защитниках Финского залива, которые смогли не только не пропустить врага, но и в самый решительный момент приняли огонь на себя.)
  • Соболев А. “Тихий пост” (Повесть о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны.)
Список книг о войне для учеников 8–9 классов
  • Адамович А. “Блокадная книга” (Документальная хроника, которая основана на свидетельствах ленинградцев, переживших блокаду.)
  • Айтматов Ч. “Ранние журавли” (Повесть о судьбах подростков в годы Великой Отечественной войны, их жизни в далеком киргизском ауле, испытаниях и радостях, выпавших на их долю.)
  • Бакланов Г. “Навеки — девятнадцатилетние” (Повесть о юных лейтенантах Великой Отечественной, их трагически коротком фронтовом пути .)
  • Васильев Б. “А зори здесь тихие… “(Повесть о трагических судьбах пяти девушек и их командира, совершающих подвиг во время войны.)
  • Полевой Б. “Повесть о настоящем человеке” (Повесть о советском летчике Мересьеве, сбитом в бою и получившем тяжелые ранения, но вновь, несмотря ни на что, вернувшемся в боевой строй.)
  • Твардовский А. “Василий Тёркин “(Глубоко правдивая и наполненная юмором поэма, в которой создан бессмертный образ советского бойца.)
  • Шолохов М. “Судьба человека” (Рассказ о трагической судьбе простого человека, исковерканной войной, и силе характера, мужестве и сострадании.)
Учащиеся старшей школы уже вполне готовы узнать о самых трагических страницах Великой Отечественной войны. Чтение таких книг можно сочетать с просмотром военных фильмов, как советских, так и современных.
Список книг о войне для учеников 10–11-х классов
  • Адамович А. “Каратели” (Повесть о событиях, связанных с уничтожением батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень в оккупированной Белоруссии.)
  • Богомолов В. “Момент истины: В августе сорок четвёртого” (Захватывающий роман о работе контрразведчиков во время Великой Отечественной войны, основанный на реальных событиях. )
  • Воробьёв К. “Убиты под Москвой” (В повести, ставшей первой из жанра «лейтенантской прозы», рассказывается о жестоких боях под Москвой зимой 1941-гои судьбах их участников.)
  • Некрасов В. “В окопах Сталинграда “(Повесть рассказывает о героической обороне Сталинграда в 1942-1943 годах.)
  • Фадеев А. “Молодая гвардия” (Роман о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли в фашистских застенках.)
  • Шолохов М. “Они сражались за Родину “(Роман об одном из самых трагических моментов войны — отступление наших войск на Дону летом 1942 года.)
Чтение книг о войне — это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно для детей. Однако без этой работы обойтись нельзя, ведь, по словам уже упомянутой нами Светланы Алексиевич, «человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может лишь память, которая одна только побеждает время».