Что послужило толчком для работы писателя над сказкой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”
Еще находясь в эмиграции, Алексей Николаевич познакомился со сказкой итальянского писателя Карло Коллоди “Приключения Пиноккио. История деревянной куклы.” Сказка ему понравилась. В 1923 г., совершив небольшую поездку на родину, Толстой испытал там радость от теплого приема и пожелал вернуться. В 1933 г. он заключил договор с нашим издательством “Детгиз” на авторскую редакцию перевода книги о Пиноккио.
Для подготовки текста сказки он отложил работу над своей трилогией “Хождения по мукам”. Однако писателя в 1934 г. настиг инфаркт миокарда, и вернуться к сказке ему удалось лишь весной 1935 года.
Сначала А.Н. Толстой не собирался далеко удаляться от оригинала книги, но та была полна морализаторства и скучных для читателя поучений. Чтобы оживить текст, писатель придумал символы очага, золотого ключика и быстро увлекся обновлением сюжета “по-своему”, с акцентом на веселые и авантюрные сцены. Автора благословил С.Я.Маршак.
В августе 1935 г. работа была завершена, и книга пошла в печать. Сразу же сказочная повесть стала частями публиковаться в газете “Пионерская правда”. В 1936 г. Алексей Николаевич написал по просьбе руководителя Центрального детского театра Натальи Сац одноименную пьесу, а в 1939 г. – сценарий для кинофильма.
Успех сказки был грандиозным. По ее мотивам создавались кукольные и рисованные мультфильмы, диафильмы, опера, балет, спектакль в театре кукол Сергея Образцова, настольные и компьютерные игры, песни и стихи. Кроме того, появились ириски “Золотой ключик”, лимонад “Буратино” и даже военная техника с тем же названием. Так сказка о Буратино стала важной частью советской духовно-культурной традиции.
Тайны и загадки “Золотого ключика”
По жанру книга А.Н.Толстого представляет собой сказочную повесть с элементами сатиры. Она не зря полюбилась и взрослым читателям. Чего стоят, например, афористические заключения лесных врачей при осмотре полуживого Буратино:
1. Пациент скорее мертв, чем жив. 2. Пациент скорее жив, чем мертв.
В итоге больному была выписана касторка.
В то же время книга полна тонких намеков и своеобразных отсылок к современным ей культурным реалиям 20-30-х годов ХХ века. Например, в образе Буратино взрослые читатели усмотрели личность Максима Горького, а в его спасении от Карабаса-Барабаса на сосне – поездку писателя на итальянский остров Капри.
Образ Карабаса соотнесли с фигурой В.Э. Мейерхольда, где длинная борода героя совмещалась с шарфом, который носил режиссер. Кукольный театр Карабаса был воспринят как Государственный театр, руководимый Мейерхольдом, а побег кукол из кукольного театра показывал конфликтную атмосферу в нем. Под папой Карло и его другом Джузеппе узнавались Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Образ Пьеро понимался как личность поэта Александра Блока.
Образ Мальвины был собирательным. К нему отнесли трех актрис – жену А.П.Чехова, гражданскую жену М.Горького и жену А.Блока. В ситуации, где Мальвина проводит для Буратино уроки чистописания и счета, все увидели намек на высокий уровень образования у гражданской жены Горького Марии Андреевой и отсутствие даже школьного уровня подготовки у писателя.
А в чем тайна символики золотого ключика?
В сказке К.Коллоди золотой ключик отсутствует. Этот символ придумал и сюжетно обыграл сам А.Н. Толстой. Почему же он использует этот символ?
Ключ – это то, что открывает, освобождает, дает дорогу, показывает направление пути. Золотой ключ – все то же самое, но наиболее ценное и значимое; люди всегда любят золото, оно отождествляется со светом, красотой, чистотой, нетленностью, достоинством, счастливой безбедной жизнью. Золотой ключ открывает наивысшие ценности на новом пути.
Но не только это. Золотой ключ на голубом фоне присутствовал на фамильном гербе рода Толстых, в котором являлся главным смысловым элементом. У него самая устойчивая (вертикальная) позиция.
Огромный талант был у писателя, разумеется, и до использования им символа золотого ключика. Но не золотой ли ключик помог Толстому в очень непростое послереволюционное время адаптироваться к новой власти в стране, принять ее идеологические регулятивы, получить не только всенародную известность, но и полное расположение главы государства И.В.Сталина, стать лауреатом трех Сталинских премий ?!?
Кстати, в 1943 г., в разгар войны с фашистами, Алексей Николаевич обратился с письмом в газету “Известия” с просьбой – направить 100 тысяч рублей (размер Сталинской премии первой степени) на строительство танка. И это было осуществлено. Так что золотой ключик открывал дорогу не только литературным произведениям “Красного графа”, как звали Толстого, но и важным его человеческим проявлениям – патриотизму, любви к согражданам, общности мыслей и чувств с ними.