logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Городская библиотека»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан
header img

Елена Александровна Благинина

Быть детским писателем – особый дар. Многие именитые авторы отмечали, что дети – публика куда более взыскательная, чем взрослые: открытые и искренние, они тонко чувствуют ложь и снисходительность, которые проскальзывают подчас в “детских” книгах. Хорошую книгу для детей может написать только тот, кто сам еще умеет быть ребенком: видеть, слышать и чувствовать, как дети, так же отчаянно переживать горе и счастье, так же радоваться каждому дню – солнечный ли он, дождливый или снежный.
Трудно понять, как Елена Александровна Благинина смогла пронести эту детскую радость и удивление перед огромным, разноцветным миром через нелегкую свою жизнь! Однако ее легкие, звонкие, ясные, как летний день, наполненные певучей народной речью стихи дети преданно любят уже много десятков лет.
Детство Елены Благининой
Девочка Аленушка появилась в семье Благининых 27 мая 1903 года в небольшом селе Орловской губернии. Отец ее был багажным кассиром, дед – священником и школьным учителем, мать и бабушка занимались хозяйством.
Дом, в котором росла поэтесса, не был богатым, но в нем царила удивительная атмосфера радости, взаимопонимания и творчества. Детям редко доставались разносолы и сладости, зато всегда хватало книг и журналов, песен и стихов, басен и прибауток. Мама и дедушка занимались с детьми грамотой, знакомили с литературными шедеврами, бабушка рассказывала сказки и народные предания, которые знала во множестве, а отец организовал для детей собственный маленький театр, в котором наравне играли и старые, и малые. Об этом театре Благинина писала позднее:
…Половичок линючий – речка,
А печка — пышный царский дом…
От страха мрет в груди сердечко,
Пылает голова огнем.
Меня затягивает илом,
Заносит медленно песком.
А ты зовешь таким унылым,
Срывающимся голоском:
— Сестрица моя, Аленушка!
Неудивительно, что в такой обстановке скоро проявился литературный талант девочки. В 8 лет она пишет первое “настоящее” стихотворение о детстве и родительском доме, в 10 – сказку о снежинке, в 11 – собственную маленькую пьесу для домашнего театра. Эти первые, робкие литературные пробы, конечно, не сохранились, но именно с них начался большой литературный путь Аленушки.
Дед-священник стал для маленькой Лены первым учителем – вместе с другими ребятами в церковно-приходской школе она изучала грамоту, сочинения древних русских авторов и классику русской литературы. Когда учеба в сельской школе была закончена, семья перебралась в Курск, где отец Елены снова устроился работать кассиром. Талантливая девочка продолжает обучение сперва в железнодорожной школе, а затем, на дедушкины деньги – в Мариинской казенной гимназии. Учится старательно, много читает (книгу за книгой – Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Чехова, Достоевского, Гюго, Бунина, поэтов классических и современных), но не забывает и о домашних делах: здоровье матери слабеет, и многие хлопоты ложатся на плечи старшей дочки.
“Времена стояли тугие: шла война, надвигались великие испытания, кипели гражданские страсти, приближалась Революция. В семье у нас ждали очередного ребенка, так что работы в доме было предостаточно. Я работала, не покладая рук: мыла, стирала, стряпала; когда родился слабенький младенчик, стирала пеленки, ходила за больной матерью и делала еще тысячи всяких дел. Но во мне стояли две радуги, две радости – и все было нипочем”- вспоминала Благинина позднее. Наверное, в таком непростом, но радостном детстве и кроется источник того веселого мужества, с которым она преодолела все грядущие невзгоды.
Юность: взлет таланта
Закончить гимназию Елене не удалось: после революции ее сначала совместили с реальным училищем, а потом и вовсе закрыли, распустив учащихся со справками. Однако ни закрытие школы, ни другие тяготы революционной эпохи не помешали целеустремленной девушке поступить в скором времени в Курский педагогический институт: отложив домашние хлопоты, она каждый день в самодельных башмаках шла на занятия. От дома Благининых до института было 7 километров.
В институте Елена быстро погружается в студенческую поэтическую среду. Серебряный век русской поэзии, бурные революционные преобразования, надежда на счастливое будущее, общество талантливых ровесников – все это стало взлетной полосой для ее таланта. В 1921 году в местном поэтическом сборнике “Начало” впервые появляется ее произведение – “Девочка с картинкой”, опубликованное под псевдонимом Елкич. В том же году она публикуется в сборнике “Золотые зерна”, в солидном поэтическом альманахе, становится членом Союза поэтов. Об этих пробах критики отзываются благосклонно: “Рисунок простой, но уже уверенный.” Давняя мечта – пойти по стопам деда, стать педагогом, учить детей – отходит на второй план: Благинину захватывает поэтическое призвание.
В 1921 году в Москве открывается специализированный литературный ВУЗ – ВЛХИ. Узнав об этом, молодая поэтесса принимает непростое решение – прервав обучение в Курске, она тайком от семьи (боялась, что не отпустят) уезжает в столицу и, выдержав собеседование с Брюсовым, становится студенткой литературно-художественного института. Одновременно устраивается на работу в багажном отделении газеты “Известия”, самостоятельно зарабатывая на жизнь, к лекциям готовится ночами. В “брюсовском институте” Благинина встречает будущего любимого мужа – Георгия Оболдуева, яркого и самобытного поэта со сложной судьбой. При жизни поэта, критично настроенного к советской власти, было издано лишь одно его стихотворение.
Стихи Елены Благининой – серьезные, лирические произведения – печатали тоже не слишком охотно, талантливых поэтов в молодой советской стране было предостаточно. В 1925 году институт был окончен, и молодая поэтесса оказалась предоставлена сама себе. Она работает в экспедиции “Известий”, в университете радиовещания, затем – во Всесоюзном радиокомитете, пишет мало, почти не публикуется.
Быть может, талант поэтессы и вовсе зачах бы под тяжестью ежедневных забот, если бы не любовь к детям. Однажды, забавляя маленькую дочь подруги, Елена Александровна сочинила забавный стихотворный экспромт – и открыла для себя огромное творческое поле, где ее удивительный дар видеть чудо в каждой мелочи был не только уместен, но и необходим. В 1933 году ее детские стихи впервые появляются на страницах журнала “Мурзилка”, а вскоре она становится уже постоянным автором, а затем – и редактором “Мурзилки” и “Затейника”. Ее стихи наконец-то охотно публикуют, ее приглашают на поэтические вечера и встречи с маленькими читателями, которые души не чаяли в этой доброй, солнечной женщине и ее стихах, полных радости и света.