Евгений Велтистов
Евгений Велтистов – писатель-юбиляр 2024 года.
90 лет назад – 21 июля 1934 года – родился Евгений Серафимович Велтистов (1934 – 1989) – советский детский писатель, фантаст, журналист и сценарист.Произведения Велтистова начали появляться в печати в конце 1950-х годов.
В 1960 году вышли в свет невероятные «Приключениями на дне моря». В 1962 году Детгиз выпускает повесть Велтистова для младших школьников «Тяпа, Борька и ракета» о собаках-космонавтах, написанную в соавторстве со своей супругой М. П. Барановой.
Самыми известными произведениями Евгения Серафимовича, принёсшими большую известность автору, являются повести, объединённые одним героем – мальчиком-роботом Электроником, копией ученика одной из московских школ Сергея Сыроежкина: «Электроник – мальчик из чемодана. Повесть-фантазия», «Рэсси – неуловимый друг», «Победитель невозможного», «Новые приключения Электроника».
По словам автора, сюжет о мальчике-роботе он придумал случайно. Однажды он собирался на отдых, наполнил чемодан сменной одеждой, пишущей машинкой, стопкой чистой бумаги и отправился на вокзал. Тяжесть ручной клади породила мысли: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там… электронный мальчик? Вот откину крышку, он откроет глаза, встанет, скажет: “Здравствуй, меня зовут Электроник…”».
Вначале писатель задумывал трилогию, первая книга из которой была опубликована в 1964 году. По первым двум повестям был снят популярный телефильм, сценарий к которому был написан самим автором. Именно в 1960-70-е годы в нашей стране у юного поколения впервые возникает большая потребность в фантастике, интерес к кибернетике, что и побудило писателя создать сценарий телефильма «Приключения Электроника». Фильм вышел на экраны в 1979 году и имел большой успех. Велтистову как автору сценария была присуждена Государственная премия.
Коллектив учёных во главе с профессором Громовым создаёт экспериментальный образец удивительной самообучающейся электронной машины. Кукольник придает машине вид человека, взяв за образец фотографию семиклассника Сыроежкина. Робот до такой степени похож на мальчика что их путают и родители, и учителя, и товарищи. Герои постоянно меняются местами, что увлекает юных читателей непредсказуемостью ситуаций.
Интересно, что персонаж Семена Таратара был списан писателем с учителя математической школы Исаака Яковлевича Танатара.
Дети будущего, изображенные в первой книге, похожи на современных детей: гордятся спортивными успехами, фантазируют, ссорятся и мирятся. Отличает их от современных школьников одержимость наукой, жажда познания, эрудиция. Уступают они только роботу Электронику, который учится и по ночам. Дружба детей и Электроника – главная тема повести «Электроник – мальчик из чемодана». Писатель показывает, как много даёт она и детям, и роботу, который с каждой страницей трилогии всё больше делается похожим на человека, обретая чувства, которые трудно предположить в машине. Автору удалось показать, что возможности электроники безграничны.
Увлекательна вторая книг – «Рэсси – неуловимый друг», утверждающая ценность всего живого. В повести рассказывается о борьбе героев за сохранение животных на планете.
Третья часть – «Победитель невозможного». Герои её, ученики восьмого класса, совершают открытия, решают такие задачи, с которыми не могут справиться учёные…
Четвертая повесть из цикла произведений о мальчике-роботе «Новые приключения Электроника» была написана автором по просьбе читателей. В отличие от первых трёх частей, это произведение адресовано более юному читателю.
Велтистову принадлежат произведения в жанре научной фантастики: «Глоток солнца. Записки программиста Марта Снегова», «Ноктюрн пустоты», «Золотые весла времени, или “Уйди-уйди”».
Также Евгений Серафимович знакомил публику и с повестями-сказками. Это «Гум-Гам», «Миллион и один день каникул», «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников».
К научной фантастике Велтистова «для взрослых» или для старших школьников относятся: повесть о близком будущем – «Глоток Солнца», а также роман «Ноктюрн пустоты», ранее опубликованном вместе с предыдущей повестью в одном томе – сборнике «Ноктюрн пустоты. Глоток солнца». Оба произведения говорят об ответственности человека перед человечеством.