Главные экранизации Жюля Верна
09.02.2021
Жюль Верн несомненно относится к числу самых экранизируемых писателей мира. Интерес к переложению его творчества на киноязык проявляли в родной Франции, Голливуде, Великобритании и Чехословакии, но лучшие и самые близкие к тексту экранизации получались в СССР, где Верн имел статус народного писателя. Видимо, по этой причине, кинематографисты не решались гнать отсебятину, а относились к текстам со всем возможным почтением. Всего на большие и малые экраны в кино- и сериальном формате вышло что-то около 150 киноадаптаций Верна.
Путешествие на Луну (Le Voyage dans la lune), 1902, режиссер – Жорж Мельес
15-минутная спецэффектная зарисовка, которой удалось стать одним из самых значимых фильмов в истории. Не факт, что именно “Путешествие на Луну” была первой французской фантастикой или первой экранизацией Верна (огромное количество фильмов начала прошлого века утеряно или забыто), но то, что один из лучших сохранившихся фильмов Мельеса – факт.
Дети капитана Гранта, 1936, режиссер – Владимир Вайншток
Лучшая киноадаптация одноименного романа, в которой удалось сделать действительно многое: уместить приличный томик в 80 с чем-то минут экранного времени, сохранив дух и даже отчасти букву оригинала.
Пятнадцатилетний капитан, 1945, режиссер – Василий Журавлев
“Пятнадцатилетний капитан” относится к той категории книг Верна, которая в СССР пользовалась большей популярностью, чем в остальном мире. Кроме советской версии можно вспомнить разве что вариацию Хесуса Франко 1974 года, но, учитывая, кто такой Франко, от просмотра фильма решил отказаться. А экранизация 1945-го года – отличное кино, лишь немногим устапающее фильму Вайнштока.
20000 лье под водой (20,000 Leagues Under the Sea), 1954, режиссер – Ричард Флайшер
Первая из двух крупнобюджетных голливудских адаптаций Жюля Верна может похвастаться революционными для своего времени визуальными эффектами и Кирком Дугласом в роли Неда Ленда. В остальном типичный продукт эпохи. Не хуже, не лучше других приключенческих блокбастеров 50-х.
Вокруг Света за 80 дней (Around the World in 80 Days), 1956, режиссер – Майкл Андерсон
Второй верновский блокбастер 50-х, который, несмотря на целый ряд голливудских условностей и анахранизмов, получился лучше, чем “20000 лье под водой”.
Властелин мира (Master of the World), 1961, режиссер – Уильям Уитни
Винсент
Чарльз
Малобюджетная экранизация романа “Робур-завоеватель” не может похвастаться близостью к оригиналу, но просмотра достойна по двум причинам. Во-первых, в роли Робура отметился Винсент Прайс, украсивший собой несколько десятков хорроров 50-х и 60-х, а, во-вторых, потивостоит ему еще сравнительно молодой, но уже брутальный Чарльз Бронсон.
Опасный свет на краю земли (The Light at the Edge of the World), 1971, режиссер – Кевин Биллингтон
Получилось добротное приключенческое кино с вышедшими из моды, но все еще чертовски харизматичными Кирком Дугласом и Юлом Бриннером.
Капитан Немо (мини-сериал), режиссер – Василий Левин
Самой близкой к букве оригинала экранизацией знаменитого романа оказалась советский минисериал 1975 году, а лучшим Капитаном Немо – Владислав Дворжецкий, которому удалось передать загадночность и криповость титульного капитана. Остальные исполнители этой роли как-то проигнорировали тот факт, что Немо – вообще-то антигерой и совсем не добрый и пушистый.
Вокруг света за 80 дней (Around the World in 80 Days), 2004, режиссер – Фрэнк Корачи
В 80-х и 90-х выходило немало адаптаций прозы Верна, однако в основном в формате минисериалов. А в 2004 студия Disney решила тряхнуть стариной и выпустила на экраны 110-миллионный ремейк классического фильма 1956-го, пригласив на роль Паспарту Джеки Чана.