logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Городская библиотека»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан
header img

История создания сборника “Аленушкины сказки”

Особое место в творчестве Мамина-Сиби­ряка для детей занимают сказки. Наибо­лее любимы детьми «Аленушкины сказки» (1894—1897). Назва­ние это не случайно. Писатель посвятил их своей дочери Аленушке.

Елена родилась больным ребенком (детский паралич), мать умерла через день после родов. Пока Аленушка была маленькой, отец днями, ночами сидел у ее кроватки. Когда девочка начала понимать, отец стал ей рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, по совету друзей стал их записывать, собирать. У Аленушки была хорошая память, поэтому писателю-отцу нельзя было повторяться в сказках.

Подвиг отцовства, сказался в особо пристальном внимании к детскому миру, в создании своеобразной философии детства («Дети – будущее человечества: в них будущие возможности», а книга – это «живая нить, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром», «детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян» Детская литература для автора означала связь ребенка с взрослым миром, потому к ней он относился со всей серьезностью.


“Алёнушкины сказки”

В 1896 году “Аленушкины сказки” вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: “…Издание очень милое. Это моя любимая книга — ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное”.

“Аленушкины сказки” адресованы маленьким детям – это целый цикл сказок, созданных специально для детей, с поэтической присказкой и концовкой. В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович – длинный нос, Мохнатый Миша – короткий хвост, Храбрый Заяц – длинные уши – косые глаза – короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, правду и вымысел. Слушая эти сказки малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия, ответственности за общее дело.

Цикл «Аленушкины сказки»

Присказка; “Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойка, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи Аленушка, спи отецкая дочь, – сейчас сказка начинается…

Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост;

Начинается с хвастовства Зайца: “Никого я не боюсь! …- Вот не боюсь нисколько, и все тут!” Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. “Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал…” С начала и до конца сказку пронизывает один мотив – “надоело бояться”, “надоело прятаться”. Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.

Главное – поверить в себя: “С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.

Сказка про Козявочку
Только что родившийся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной “Как хорошо!. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, – хорошо, хорошо!. И всё мое!. “, но, увы, первые же встречи повергают её в изумление – всё уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи своё место в жизни.

 Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост;
Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.
О защите своей Родины.

Ванькины именины.
Изобличаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням.

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу; о том, как поссорились птицы и рыбки из-за червячка да из-за украденной у трубочиста краюшки хлеба. А потом рассудила: «А я бы разделила все — и червячка, и краюшку, и никто бы не ссорился». Ребенок должен научиться преодолевать в себе эгоистические склонности,
Или пока двое ссорятся, третий обязательно извлечёт из этого пользу.

Сказка о том, как жила-была последняя Муха;
Надо уметь любить жизнь.

Сказка про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку;

Не будь беззащитен и зависим, как жёлтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка.

Умнее всех;
Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нём может оказаться первым в настоящем большом мире, и на оборот

Художественное своеобразие
«Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка – это сказки, написанные специально для детей, с воспитательны­ми и образовательными целями, поэтому художествен­ные образы, композиция, стиль, язык доступны и понятны для ребенка.

Художественные приемы сказок тоже соответствуют особенностям восприятия маленьких детей. В основе каждой сказки лежит ре­альная жизнь, реальные герои, которые близки и знакомы ребен­ку – заяц, кот, ворона, обыкновенные рыбы, насекомые, привле­кательные люди (веселый трубочист Яша, девочка Аленушка), вещи и игрушки (башмачок, ложечка, ванька-встанька, куклы). Автор нередко называет их в уменьшительно – ласкательной форме (Козявочка, Цветочек, Червячок) или дает смешные клички (Комар Комарович – длинный нос, мохнатый Миша-короткий хвост). Чтобы заинтересовать ребенка Мамин Сибиряк умело сочетает реальную действительность и фантастику. Кукла и игрушки в сказке «Ванькины именины» выглядят совершенно обычно: у кук­лы Ани немного попорчен носик, у Кати недостает одной руки, «сильно подержанный Клоун» ковыляющий на одной ноге, у Аленушкина Башмачка дырка на носке. Но все эти знако­мые ребенку предметы преображаются: начинают двигаться, раз­говаривать, дерутся, мирятся. Ребенок воспринимает их как жи­вые существа (олицетворение- одухотворение неодушевленного мира).

Мамин-Сибиряк использует в «Аленушкиных сказках» аллегорию и антропоморфизм. «Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает». В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям, но говорящее животное или вещь не теряет своих реальных, привычных черт. Например, Во­робей драчлив и задорен. Кот любит молочко, а Метелочка и на пиру говорит: «Ничего, я и в уголке постою…»

В основе каждой сказки Мамина-Сибиряка лежит мораль. Но это мораль понятная детям, не нравоучение, а мораль, ко­торая учит быть человеком, дает детям представление о законах человеческого бытия.

Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.

Качества, которые развивают сказки Мамина-Сибиряка
– Скромность;
– Трудолюбие;
– Чувство юмора;
– Ответственность за общее дело;
– Бескорыстная крепкая дружба.

Дети любят движение, и сказки Мамина-Сибиряка динамичны.
В движении показаны куклы и игрушки в сказке «Ванькины именины». Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, де­рутся, мирятся.
Каждый персонаж да­ется в действии. Например, Воробей Воробеич обнаруживает свое озорство, вороватость во взаимоотношениях с птицами, рыбами и трубочистом Яшей. Кот Мурка не может скрыть свое плутовст­во под лицемерной речью — дела его разоблачают.
Отличительной чертой «Аленушкиных сказок» является их ли­ричность, задушевность и колыбельную интонацию: “Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки”. Любов­но к ней относятся цветы, насекомые, птицы. И сама она говорит: «Папа, я всех люблю…»
Цикл можно назвать сказками жизни, так как задумывались они как педагогические заповеди ребёнку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка – это своеобразный урок, помогающий маленькому человеку подготовиться к взрослой жизни. Аленушкины сказки и сегодня достойно выполняют благородную миссию воспитания подрастающего поколения

Анализ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост из «Аленушкиных сказок».
«Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост» – это авторская литературная сказка, написанная специально для детей Д.Н. Маминым-Сибиряком.
В «сказке про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост» говориться о том, как «Комар- Комарович» с «братцами комарами» выгнали медведя Мишу из своего – болота.
В сказке заложена мысль о том, нужно защищать свой дом, что слабые, «маленькие» могут победить врага, если объединяться вместе.

Главные герои сказки Комар – Комарович и медведь Миша.
Медведь пришел на болото и лег спать в камышах, где прятались от жары комары. Задавив и проглотив не одну сотню комаров.
Медведь большой, «мохнатый», грубый – зарычал на комара «Да, что тебе нужно негодная тварь?», сильный « сколько он деревьев вырвал, сколько он камней выворотил», злой «выворотил вместе с корнем целую березу и принялся колотить ею комаров», упрямый, ленивый. «Я не уйду! Закричал медведь, усаживаясь на задние лапы. Я вас всех передавлю…»
Комар Комарович-храбрый, бесстрашный, уверенный в себе. Один бросил вызов медведю «эй уходи по добру по здорову, дядя», и даже не заметил, что медведь лишь перевернулся на другой бок «Ловко я напугал Мишу, в другой раз не придет…» Надо отстаивать болото и Комар Комарович собирает войско «А прилетели со мной и дедушка … и младший брат, комаришко – длинный носишко! Уходи дядя…» Комары сплотились и предоставили Мише массу неприятностей.
Обессиливший от борьбы с комарами Миша, вскарабкался от назойливых насекомых на дерево, и упав, так и не признал свое поражение. «Ну что, взяли? Видели, как я ловко с дерева прыгаю?..» «Изнемог окончательно медведь, выбился из сил, а уходить из болота стыдно…» Он убежал, как будто сделав одолжение.
Маленькие, слабые комары, объединившись одержали победу над большим медведем, отстояв свою территорию.
В сказке использованы такие художественные приемы, как гиперболизм- Мамин Сибиряк увеличивает значимость комара называя его Комар Комарович – длинный нос, и уменьшает огромного медведя, называя его Миша, короткий хвост. Анимизм, Животные разговаривают, думают, переживают-«Засмеялись комары», «Рассердился окончательно Миша..» , лягушка присела на задние лапки и говорит: «Охота вам, Михайло Иваныч…»

Антропоморфизм. «вскарабкался, как акробат…», «благоразумная старушка комариха..», «дядя Миша…»
Эта сказка учит детей любить свой дом, бороться с за него. Показывает детям, что вместе, объединившись и слабые – это сила.