logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Городская библиотека»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан
header img

Избрание короля поэтов»: поэтический баттл прошлого века

27.02.2024

27 февраля 1918 года в Политехническом музее Москвы состоялся литературный вечер «Избрание короля поэтов». В поединке участвовали как многие именитые, так и никому неизвестные поэты. Но основное противостояние развернулось между Владимиром Маяковским и Игорем Северяниным. Звание «короля» присуждалось голосованием публики. Результат оказался неожиданным…

В первые послереволюционные годы большая аудитория Политехнического музея стала самой популярной трибуной современной поэзии. Конечно, в ней, как и прежде, читались естественнонаучные лекции, проходили диспуты на волнующие общество темы, но все же, прежде всего,  москвичей там собирала поэзия. Вечера носили общее название «Вечеров новой поэзии». Хотя, некоторые из них имели и свои названия: «Смотр поэтических школ», «Вечер поэтесс», «Чистка поэтов»…  Для всех этих вечеров была характерна общая заинтересованность и откровенная реакция публики, на них бушевали страсти, возникали скандалы, но, несмотря на анекдотичность некоторых эпизодов, за ними всегда чувствуется высокая поэтическая атмосфера.

 

Первым из наиболее ярких и запомнившихся вечеров, воспоминания о котором можно и сейчас еще услышать, был вечер 27 февраля 1918 года — «Избрание короля поэтов». По городу была расклеена афиша, сообщавшая цели и порядок проведения вечера:  «Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет присуждено публикой всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием…».

 

 

Вечер избрания «короля поэтов» свел Владимира Маяковского и Игоря Северянина на одной сцене. К тому времени молодые поэты дружили, спорили и соперничали друг с другом уже пять лет. В 1913 году был опубликован сборник стихов «Громокипящий кубок», принесший Игорю Северянину большой успех. В том же году Маяковский написал цикл из четырех стихотворений «Я», уже содержащий многие лирические приемы, которые его прославят. 

В ноябре того же года поэты начинают выступать вместе, отправляются в турне по российской провинции в составе футуристов. Их стихи, манера общения с публикой, поведение на сцене и даже стиль одежды резко различались. Маяковский в желтой кофте рубил воздух громогласными рифмами, а Северянин в смокинге и с тростью в руках мягко исполнял стихи нараспев. Во время футуристического турне поэты поссорились. Маяковского стала раздражать самовлюбленность Северянина, его загадочное молчание и аристократические манеры. В свою очередь, Северянин приходил в бешенство от хамского поведения Маяковского и его издевок. После 1914 года каждый из них пошел своим путем — о совместных турне не было и речи. Между ними началась заочная перепалка.

Игорь Северянин приехал в Москву в феврале 1918 года из эстонского поселка Тойла, чтобы участвовать в вечере избрания «короля поэтов». Принять в нем участие мог любой желающий. Больше всего набралось поэтов-футуристов. Главным и сильнейшим из них был Владимир Маяковский. Большая аудитория была заполнена до отказа. Из воспоминаний современника: «На эстраде было тесно, как в трамвае. Теснились выступающие, стояла не поместившаяся в проходе молодежь. Читающим смотрели прямо в рот».

Маяковский читал куски из поэмы «Облако в штанах», стихотворение «Наш Марш». Публика в Политехническом открыто выражала Маяковскому свой восторг или протест, криками выносила приговоры неодобрения, взрывалась аплодисментами. 

Северянин никому ничего не объяснял, в споры не лез и весь вечер вел себя абсолютно спокойно. Высокий, бледный, одетый в чёрный плащ, он выглядел отрешенным. Свои стихи из сборника «Громокипящий кубок» он читал, раскачиваясь и держа перед собой красную розу. Во время его декламации зал Политехнического замер. Когда поэт закончил, разразились долго неутихающие овации.

Сразу после выступления Северянина начался подсчет голосов. Обожавший азарт и соперничество, Маяковский не находил себе места от волнения. Многие были уверены, что победит именно он — великолепный эстрадный поэт, пламенный, острый, идущий в ногу со временем. Однако публика неожиданно выбрала музыкальную, гипнотизирующую лирику Северянина. За него проголосовало больше. Маяковский был назван «вице-королем».

 

 Вечер закончился шутливой коронацией победителя — ему вручили мантию и королевский венок. Северянин принял их так, как будто его действительно возводили в ранг светоча русской поэзии. В том же 1918 году он написал стихотворение «Рескрипт короля», заканчивающееся строчками:

Я избран королем поэтов —

Да будет подданным светло!

 Через несколько дней Северянин выпустил сборник, на обложке которого стоял его новый титул. 

Свидетельства современников того вечера крайне противоречивы, подлинные обстоятельства этого дня спрятались со временем за антураж. Так поэт Сергей Спасский, друг Маяковского писал:  «Начался подсчет записок. Маяковский выбегал на эстраду и возвращался в артистическую, посверкивая глазами. Не придавая особого значения результату, он все же увлекся игрой. Сказывался его всегдашний азарт, страсть ко всякого рода состязаниям. 
      — Только мне кладут и Северянину. Мне налево, ему направо”. 
Часть публики устроила скандал. Футуристы объявили выборы недействительными и устроили вечер под лозунгом «Долой всяких королей».  
По воспоминаниям же самого Игоря Северянина, Маяковский после оглашения результатов поднял в зале большой шум. Он вышел на эстраду и прокричал «Долой королей — теперь они не в моде». Поклонники Северянина протестовали, назревал скандал. «Раздраженный, я оттолкнул всех, — писал «король поэтов». — Маяковский сказал мне: «Не сердись, я их одернул — не тебя обидел. Не такое время, чтобы игрушками заниматься…». 
  С другой стороны, по свидетельствам всех участников, Северянин  сразу же после своего выступления уехал, поэтому не мог быть этому свидетелем. 
Как бы там ни было, это не умоляет ни талантов Игоря Северянина, ни его тогдашней популярности. В начале марта поэт вернулся в Тойла. После заключения Брестского мира и получения Эстонией независимости он оказался в эмиграции. С поэтического небосклона его имя вскоре исчезнет. Он умрет в Таллине в 1941 году. Маяковского же ждала великая слава, разочарование и куда более неистовая, трагичная и надломленная судьба.