logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Городская библиотека»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан
header img

Крещенский сочельник: традиции, обряды, заговоры и гадания

Ранее Крещение Господне было первым двунадесятым праздником в новом году. Православные люди из уважения к великому событию – Крещению Иисуса Христа – соблюдали кратковременный пост. По этой причине второй сочельник и назвали «Голодная кутя».
Крещенский сочельник: что это такое?
Крещенский сочельник (18 января) – день строгого поста и покаяния. Пост подготавливал верующих к празднику Крещения Господня, который всегда отличался пышностью и торжественностью. Освящение воды занимает в нем главное место. Совершается два обряда освящения воды: один накануне праздника – внутри храма, другой – в день Крещения – на ближайшем водоеме.
Считается, что крещенская вода дает здоровье, освящение, благословение и очищение. На Крещение в полночь ходили за водой на реку. Существует поверье, что в это время вода в реках колышется. В чашу с вечера наливали воду, в полночь она должна была сама колыхнуться. Если так и произошло, то это добрый знак – значит, человек увидел явление Господне.
В Крещенский вечер собирали снег. Считается, что он исцеляет болезни. Его использовали для умывания, поэтому воду из него долго хранили. Также считалось, что только с его помощью можно выбелить весь холст так как надо. Снег собирали и для бани: «Снеговая баня красоты добавит». Верили, что если снег, собранный в этот вечер, бросить в колодец, то вода в нем на протяжении всего года не испортится и не пересохнет.
Крещенский сочельник: традиции и обычаи
Накануне Крещения соблюдали строгий пост. Поэтому праздничный ужин в Крещенский сочельник прозвали «голодною кутьей». На праздничном столе обязательно присутствовали кутья, овсяный кисель и блины. На Крещение блины несли в хлев для домового, чтобы обеспечить благополучие для скота. Крестьяне ели блины, чтобы в наступившем году был хороший урожай хлеба.
Вечером было принято кушать сочиво. До начала XX века на Руси это блюдо (как и кутью) готовили, в основном, из зерен ржи, а позже – из риса и пшеничного зерна. Именно поэтому многим городским жителям больше знакомы кутья и сочиво, приготовленные из риса.
Чтобы сочиво получилось сочным, есть несколько верных способов. Сначала зерна пшеницы замачивают, а потом кладут в чугунок и заливают большим количеством воды. Чугунок отправляют в духовку на 2,5-3 часа томления. После чего зерна получаются мягкие и вкусные. Ещё очень важно быстро залить зерна горячей сытой (раствором меда с водой). Тогда сочиво получается действительно сочным.
«Сочиво»: рецепт приготовления из пшеницы
Для приготовления блюда вам понадобится:
  • 1 стакан зерен пшеницы;
  • 100 г ядер грецких орехов;
  • 100 г мака;
  • 1-3 ст. ложки меда;
  • сахар по вкусу.
Зерна пшеницы нужно растолочь в деревянной ступе используя деревянный пестик, во время этого периодически подливая немного теплой воды, чтобы отошла оболочка пшеницы. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивают и промывают. Из чистых зерен на воде варят обычную рассыпчатую жидкую постную кашу, охлаждают и добавляют по вкусу сахар.
Отдельно растирают мак, чтобы получить маковое молочко, добавляют мед, перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша получилась густая, её можно разбавить кипяченной охлажденной водой. В конце нужно добавить толченые ядра грецких орехов.
«Сочиво»: рецепт приготовления из риса
Если вы желаете сделать сочиво из риса, то рис нужно приготовить особым способом. Стакан риса залить полутора стаканами кипятка, кастрюлю плотно накрыть крышкой, рис варить 3 минуты на сильном огне и 6 – на среднем. Ещё 12 минут крышку не открывать и дать возможность рису настоятся на пару. Для подслащивания лучше применять только мед. Соотношение других компонентов для сочива такое же, как и в предыдущем рецепте. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.
Крещенский сочельник: приметы и поверья
«Крещенский вечерок» считался временем разгула нечистой силы. В этот период возможно общение с иным миром и нечестью, которая норовит проникнуть в жилище оборотнем в любом обличье: собаки, кошки, змеи, свиньи. Но зачастую оборотни проникают в дом в обличье младенца, странника, мельника, кузнеца, могут принять облик знакомого – родственника или соседа.
Представления об оборотнях корнями уходят в далекую древность. Они связаны с верой в то, что шаманы или колдуны обладают способностью принимать облик животного, человека, растения и даже камня. Вера в существование оборотней развилась под воздействием идеи об одушевленности всей природы (анимизм), о происхождении людей от различных животных (тотемизм), о культе плодородия.
Славяне год делили на две половины – зиму и лето. Периоды межсезонья – осень и весна – считались «временами между временами». В эту пору природа находится на грани жизни и смерти. Наши предки считали, что в периоды «межвременья», к которым также относятся полночь и полдень, духи и души проявляют особую активность. По поверью древних, в эти временные отрезки люди, изменив свой облик, могут побывать в ином мире и вступить в контакт с нечистой силой в ущерб или на благо себе. Человеку стоило лишь накинуть шкуру какого-то животного или украсить себя другими атрибутами природы, и он, оставаясь человеком, в то же время превращался в другое существо или предмет, являясь одновременно «ни тем и ни другим».
Со временем в сознании людей развилось представление, что одни люди более способны к подобным превращениям, а другие – менее. У более способных получается быстро и непосредственно контактировать с силами природы, то принося людям пользу, то нанося им вред. На почве этих размышлений и возникла вера в оборотней.
Наши пращуры верили, что волки, нападающие холодными зимами на людей – это «волколаки» (люди, способные с помощью колдовства превращаться в волков). В славянской мифологии, волколак, вурколак, волкодлак – оборотень, т.е. человек способный превращаться в волка. Чтобы это сделать, ему надо было кувыркнуться через пень либо воткнутый в землю нож или осиновый кол. Люди верили, что человека можно заколдовать и превратить не только в волка, а ещё и в медведя, которые потом могут обернуться кошкой, собакой или пнем. Основная примета волколака – шерсть на теле. Он отличается от настоящих волков тем, что задние ноги у него сгибаются в коленях вперед, как у человека. По старинным преданиям, оборотни способны превращаться в упырей, а во время затмения съедать солнце или луну.
Чтобы защититься от проникновения в жилище оборотня, на всех дверях и оконных рамах ставили мелом знаки креста. Испокон веков крест считают надежной защитой от всего бесовского. Поэтому в старину в Крещенский сочельник обязательно мелом рисовали кресты на дверях, стенах, притолоках строений (дом, сарай, хлев и пр.), а у колодцев кресты выкладывали из щепок. Считалось, что этот обряд поможет защитить дом от неприятностей, дурного глаза, нечистой силы и молнии.
Мел для окрещивания домов вместе с водой святили в церкви. В побеленных хатах кресты ставили углем или скипидаром. Чтобы защитить скотину от всего дурного, её кропили святой водой. Верили, что если этого не сделать, нечисть будет сильно мучить животных.
Накануне Крещения скот кормили хлебом, на верхней корке которого рисовали крест. В южных регионах хозяин нередко совершал во дворе ритуальный обход скотины с топором в руках, а потом топор перебрасывал через собравшихся вместе животных.
По мнению православных людей, в Крещение и накануне праздника чудодейственной силой обладала не только освященная вода, но и вообще любая вода, набранная из природных источников и даже снег. Считается, что такая вода может находиться несколько лет в закрытом сосуде и не испортиться. Крещенской водой окропляли улья и поили скот, чтобы он лучше размножался и не болел.
Женщины в Крещенский сочельник собирали снег, который использовали для лечения различных болезней и для беления холстов. Собранный в поле снег опускали в колодец, чтобы сохранить в нем воду в течение года.
Приметы в Крещенский сочельник
  1. Если в этот день метель, то мести ей и через 3 месяца. Ещё метель на Голодную кутью указывает на то, что пчелы будут хорошо роиться.
  2. Собаки много лают в этот день – значит, будет много дичи.
  3. Если утром снег идет, гречка хорошо уродится.
  4. Чистое и ясное небо в крещенскую ночь – к богатому урожаю гороха.
  5. Звезды ярко блестят – хлеб будет хороший.
  6. Полный месяц на Крещенский сочельник – к полноводью весной.
  7. Если звезд на небе не видно, то грибы не уродятся.
Крещенский сочельник: гадания
На Крещение – последняя ночь святочных гаданий. Девушки выходили за ворота ворожить на первого встречного:
  • встретить молодого парня – к скорому замужеству;
  • повстречать старика – не к добру.
Гадали на урожай. По поверью, иней в крещенскую ночь падает на те хлеба, которые уродятся в следующее лето, а те, урожай которых будет плохим, останутся сухими. Для этого на ночь на улицу выставляли в чашках разное зерно, а утром осматривали: на какое пал иней, тому родится.
В Крещенский сочельник можно погадать на исполнение желания. Для этого вечером перед иконами зажгите свечу, и помолитесь, попросив у высших сил покровительства и защиты. Потом на отдельном листе бумаге запишите по одному своему желанию. В общей сложности их должно быть не больше десяти. Желания должны быть осуществимыми и реальными. Перед сном листочки положите под подушку.
Утром трижды умойтесь крещенской водой и скажите:
«Загаданное желание пусть в волшебную ночь сбудется,
Все, что приснилось хорошего, никогда не позабудется.
Сглаз и дурной сон смоет крещенская вода,
И всё дурное уйдет из моей жизни навсегда».
После этого из-под подушки не глядя достаньте одну бумажку. Желание, написанное на ней, обязательно исполнится в ближайшее время.
Сны, приснившиеся в ночь на Крещение, считаются пророческим. Поэтому по пробуждению, обязательно вспомните, что вам приснилось.