logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Городская библиотека»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан
header img

МАЖИТ ГАФУРИ

Мажит Гафури – советский поэт, писатель и публицист, писавший на татарском и башкирском языках. Его творчество оказало колоссальное влияние на национальную литературу Башкортостана и Татарстана и являлось зеркалом социальных взглядов прогрессивных слоев населения начала XX века.
Детство и юность
Габдельмажит Нурганиевич Гафуров, так звучит полное имя Мажита Гафури, родился 8 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Уфимской губернии (сейчас это место относится к республике Башкортостан). Отец будущего поэта работал деревенским учителем. Чтобы прокормить большую семью (а Мажит был пятым ребенком), Нургани Гафуров вел небольшое хозяйство и учил детей только зимой – летом мужчина занимался пчеловодством.

 

Мажит Гафури в молодости
Уже в детстве будущий поэт демонстрировал недюжинный интеллект: программу сельского мектебе, начальной мусульманской школы, освоил за 2-3 года, с 8 лет читал религиозные книги. В итоге отец взял его к себе в школу, и 11-летний мальчик помогал Нургани обучать других детей.
Желая сыну лучшей жизни и видя его острый ум, отец в 1893 году устроил сына в медресе – так называется аналог средней школы у мусульман – в соседней деревне Утяшево. Вскоре после этого Нургани Гафуров умер, а еще через полгода скончалась и мать юноши, оставив его круглым сиротой.

 

Дом, где родился Мажит Гафури
После этого Мажит попробовал учиться в медресе Уфы, но для поступления ему не хватило денег. Осенью 1898 года юноша отправился пешком в Троицк, чтобы продолжить образование у ишана Зайнуллы Расулева. Там он проучился до 1904-го, хотя система религиозно-схоластического образования ему совершенно не нравилась и побуждала упорно заниматься самообразованием.
Юноша изучал языки: арабский, турецкий, иранский и русский, не пренебрегал историей и географией, интересовался восточной поэзией и классической русской литературой. Под конец учебы в троицком медресе Гафури уже позволял себе открытые высказывания против неудовлетворительной системы образования и нравов школы, а свободный нрав и харизма юноши даже сформировали вокруг него группу последователей.
Творчество
Первое стихотворение Гафури было опубликовано в 1902 году. В «Шакирдам ишана» молодой поэт высмеял порядки медресе и преклонение учеников перед учителем, в чьих «высоких» моральных качествах Мажит сомневался. Разгневанный ишан запретил юноше жить в школе, и он вынужден был снять частную комнату, которая вскоре стала местом для сбора социально активной молодежи.

 

Мажит Гафури в 1911 году
Затем была написана и первая поэма автора – «Сибирская железная дорога», содержание которой критиковало косное общество российских мусульман и призывало их оглядеться по сторонам и начать учиться у просвещенных людей и народов. С этого периода началась жизнь Гафури в качестве поэта и писателя просветительского толка.
Уехав в 1905 году в Казань, Мажит познакомился с татарскими интеллигентами: драматургами и писателями. В этот период творчество поэта приобретает еще более выраженную политическую и революционную окраску. Воодушевленный первой революцией, Гафури написал «Стихи радости», в 1906-м – остросоциальный рассказ на татарском «Голодный год, или проданная девушка», в котором поднял страшную тему сексуального рабства женщин из низших слоев общества.

 

Мажит Гафури с драматургами Хабибуллой Ибрагимовым и Даутом Юлтыем
После реакции на события Петра Столыпина Мажита занесли в список людей, вызывающих подозрение, что вынудило Гафури бежать сначала в казахские степи, а затем – в Уфу. Преследования поэта по политическим мотивам закончились только в 1917 году.
В 1907-м Гафури нашел учебное заведение, отвечающее его воззрениям: благодаря полусветскому медресе «Галия» в 1909 году Мажит, наконец, сумел получить высшее образование. После этого поэт занялся, помимо собственного творчества, сбором национального фольклора. Также в его поэзии появляется басенный жанр, причем Гафури наполняет свои басни национальным колоритом.

 

Мажит Гафури и революционер Шагит Худайбердин
В период с 1909 по 1913 годы в творчестве Мажита появляется и романтическая составляющая, но даже при этом идеи патриотизма и борьбы против несправедливости продолжают лидировать и в лирических произведениях. Сильное влияние на творческую биографию поэта оказала Первая мировая война. В этот период в произведениях Гафури начинают подниматься вопросы существования Аллаха, что привело к негативному восприятию поэта мусульманским духовенством тех времен.
Великую Октябрьскую революцию Мажит встретил с воодушевлением, возлагая и на нее, и на гражданскую войну большие надежды. В стихах и рассказах Гафури появились оптимистические мотивы – он искренне верил, что состоялось освобождение народа и угнетенных слоев населения. Это ярко видно в торжественных одах «Своему сердцу», «Дни освобождения», «В честь свободы».

 

Мажит Гафури среди писателей и журналистов Башкирии
Вот цитата оттуда:
«Но силою рабочих рук
разрушена стена.
Свободы радостным лучом
земля озарена»
В 1923 году Башкирский центральный исполком оценил вклад Гафури в национальную культуру. Мажиту присвоили звание народного поэта Башкирской Республики, а также оказали всемерную поддержку, чтобы поэт мог заниматься написанием книг. С 1924 по 1929 годы Мажит, помимо поэтической и писательской деятельности, трудился в редакции татарской газеты «Новая деревня» (Яна Авыл).

 

Памятник Мажиту Гафури
Этот период оказался богатым на прозу: Гафури написал повести «Ступени жизни» и «Черноликие», причем последняя признана шедевром национальной литературы. Также творчество мужчины соприкоснулось с театром: он создал пьесу «Красная звезда», написал либретто к опере «Эшсе».
В первой половине 1930-х годов в творчестве Гафури, помимо социалистических мотивов, появилась критика зарубежного политического строя. В произведениях «За океаном», «Заграничные враги» и «В мире капитала» он клеймил империализм, колониальную политику и ущемление прав человека.
Личная жизнь
В личной жизни Мажита Гафури было место только для одной женщины – его жены Зухры Камалетдиновны Насыровой, которую поэт в письмах называл Зухра-ханум. Она происходила из семьи портных, была очень образованной, преподавала в уфимском приюте для девочек национальную литературу и татарский язык. Также для поддержания семьи Зухра продолжала шить.

 

Мажит Гафури с семьей
Мажиту Гафури супруга стала самым близким человеком, помощницей во всех начинаниях, близким другом и музой. В браке родились двое сыновей: Анвар и Халит. Судя по семейному фото 1922 года, нравы в семье, несмотря на религиозное образование Гафури, были светскими – Зухра одета в обычный женский костюм.
Смерть
Мажит Гафури умер 28 октября 1934 в Уфе, причиной смерти стал туберкулез. Поэта похоронили в городском ЦПКиО имени Александра Матросова.

 

Могила Мажита Гафури
Дом поэта на улице Гоголя впоследствии стал музеем Мажита Гафури. Также в Уфе, где поэт прожил 11 лет, ему в 1978 году установили памятник, ставший культурным достоянием города.
Библиография
  • 1904 – «Жизнь в бедности»
  • 1909 – «Забытое преступление»
  • 1914 – «Части литературы»
  • 1920 – «Дикий гусь»
  • 1923 – «В когтях голода»
  • 1932 – «На золотых приисках поэта»
  • 1933 – «Черноликие»
  • 1934 – «Сейчас хорошо, раньше было трудно»