“Мой фантастический мир”
Евгений Велтистов – «Мой фантастический мир»
21 июля 1934 года родился Евгений Велтистов – советский детский писатель, автор повестей про Электроника и Сыроежкина, фантастической сказки “Гум-Гам”, сборника “Миллион и один день каникул”. Книги Велтистова издавались большими тиражами, они хорошо известны и сейчас, в том числе и потому, что некоторые из них были экранизированы. Некоторые из произведений Евгений Серафимович написал в соавторстве с женой – Мартой Петровной Барановой (родилась 5 марта 1924 года).
Детство и юность
В 21-й июльский день 1934-го москвич Серафим Велтистов, военный инженер по профессии, стал отцом — любимая супруга подарила ему сына Женю. На второй год Великой Отечественной войны, в 1942-м, мальчик пошел в 1-й класс 265-й школы, располагавшейся на известной Домниковской улице, которой сейчас уже нет на карте.
Учебников и тетрадей для занятий практически не было, зато была огромная потребность в чтении. Поэтому, когда будущего писателя спрашивали: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», тот, не задумываясь, отвечал, что продавцом детских книг, «чтобы прочитать их все». Любовь и тяга к литературе не ослабевали и в дальнейшем, и по окончании среднего учебного заведения юноша получил высшее образование на журфаке МГУ.
Личная жизнь
Главной героиней личной жизни Велтистова стала Марта Баранова, пришедшая в этот мир в 5-й день весны 1924-го. Избранница также имела отношение к литературе — трудилась корректором в Управлении делами Совмина СССР и заведовала отделами в редакции газеты «Пионерская правда». В соавторстве с любимой женщиной Евгений Серафимович создал несколько детских книг.
В конце 1962-го, 5 декабря, супруги принимали поздравления с пополнением в семье — у них родился сын Максим. По некоторым данным, впоследствии у писателя появились девять внуков.
Книги
Творения Велтистова начали появляться в печати в конце 50-х, и уже в 1960-м советские граждане зачитывались невероятными «Приключениями на дне моря».
После «Тяпы, Борьки и ракеты» свет увидел «Электроник — мальчик из чемодана», имевший бешеный успех и настолько полюбившийся детям и взрослым, что автору ничего не оставалось, как засесть за продолжение. Вскоре библиография пополнилась «Рэсси — неуловимым другом», «Победителем невозможного» и «Новыми приключениями Электроника».
Как рассказывал сам «отец Электроника», сюжет о мальчике-роботе он придумал случайно. Однажды мужчина собирался на отдых, наполнил чемодан сменной одеждой, пишущей машинкой, стопкой чистой бумаги и отправился на вокзал. Тяжесть ручной клади породила мысли:
«Может, в чемодане кто-то есть? Может, там… электронный мальчик? Вот откину крышку, он откроет глаза, встанет, скажет: “Здравствуй, меня зовут Электроник…”».
История закончилась курьезно: только в купе выяснилось, что внутри дорожной сумки оказались не необходимые на отдыхе вещи (в том числе и ласты), а книги.
В круг общения литератора входили советские и зарубежные ученые, чьи мысли и идеи нередко находили отражение на страницах его сочинений, — Сергей Королев, Сергей Капица, Алексей Берг. Последний и вовсе считается прототипом профессора Громова.
Интересные факты
Помимо «Электроника — мальчика из чемодана» и «Рэсси — неуловимого друга», были экранизированы еще две работы Велтистова. В 1985-м вышел «Гум-Гам», где сыграли Владимир Митрофанов, Денис Зайцев и Михаил Боярский. В 1991-м состоялась премьера «Оружия Зевса» с Игорем Васильевым, Юозасом Киселюсом, Неле Савиченко-Климене, Светланой Копыловой в главных ролях.
В конце 80-х Евгений Серафимович на пару с Татьяной Яковлевой написал сценарий для телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита», созданного по мотивам повести-сказки Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно».
Когда рукопись первой повести об Электронике была готова, автор попросил издателей, чтобы ее обязательно показали Исааку Танатару. «Будущая книга должна представить интерес для читателя», — сдержанно заявил рецензент.
Евгений Велтистов известен еще и тем, что посодействовал ученому-физику Сергею Капице в создании телевизионного цикла научно-популярных передач «Очевидное-невероятное», а режиссеру-документалисту Марине Голдовской — в появлении фильма «Восьмой директор».
«Все вопросы решал с ходу, почти не задумываясь», «дисциплинированный, деловой, западный тип писателя, который живет не на гонорар», «много интересного принес на телевидение, предложил ряд творческих новаций» — так характеризовали литератора те, с кем он работал.