logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Городская библиотека»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан
header img

Писатель с самой русской душой: Н.С. Лесков

Николай Семёнович Лесков — один из самых незаслуженно забытых русских писателей и при этом один из самых гениальных. Многие помнят его со школьных лет по таким произведениям как: “Левша”, Леди Макбет Мценского уезда”, “Очарованный странник”. Но давайте раскроем личность Н.С. Лескова несколько глубже.
Творчество Лескова нравилось Ф.М. Достоевскому, некоторое время они сотрудничали в журнале братьев Достоевских “Время”. А.П. Чехов дружил с Лесковым, называл одним из первых своих учителей, в некоторой мере даже подражал его творчеству, у писателей было много общего. Л.Н. Толстой любил Лескова, восхищался, критиковал и называл ” самым русским из русских писателей”. Писателя заслуженно ставят в один ряд с классиками русской литературы. Но как отмечал критик Борис Эйхенбаум, поставить Николая Семёновича в ряд с Толстым, Достоевским и Гоголем можно и нужно — особенно за несхожесть с ними. Исследователь русской литературы Мирский, уловив эту разницу, писал, что если творчество Чехова и Тургенева можно сравнить с пейзажами Коро, то творчество Лескова с картинами Брейгеля Старшего, полных ярких красок и гротескных форм.
В произведениях Лескова поражает глубина образов, часто отсутствие характерного трагизма для русских писателей. Рассказы Лескова не лишены юмора. Он поистине народный писатель. В своих произведениях он пишет о крестьянах, работодателях, прислуге, о солдатах и офицерах, о священниках и паломникам, о монахах и о дочерях купцов, о цыганах, школьниках, царях, оленеводам, татарах и т.д. Никто так правдиво не улавливал разнообразие национального характера.
Лесков, в отличие от многих других писателей, не был членом землевладельческой дворянства и познакомился с жизнью народа, живя среди них, а не по “разговорам с петербургскими таксистами”. География его произведений варьируется от его родного города Орла до евразийской степи, северных озёр, Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Будучи молодым, работая в организации, занимавшейся управлением несколькими крупными имениями, он активно путешествовал по России, приобретая знания, которые позднее он использует в своем творчестве.
В начале рассказа “Жемчужное ожерелье” он размышляет о том, как путешествия генерируют материалы для творчества:
«Теперь человек проезжает много, но скоро и безобидно, — говорил Писемский, — и оттого у него никаких сильных впечатлений не набирается, и наблюдать ему нечего и некогда, — все скользит. Оттого и бедно. А бывало, как едешь из Москвы в Кострому «на долгих», в общем тарантасе или «на сдаточных», — да и ямщик-то тебе попадет подлец, да и соседи нахалы, да и постоялый дворник шельма, а «куфарка» у него неопрятище, — так ведь, сколько разнообразия насмотришься. А еще как сердце не вытерпит, — изловишь какую-нибудь гадость во щах да эту «куфарку» обругаешь, а она тебя на ответ — вдесятеро иссрамит, так от впечатлений-то просто и не отделаешься. И стоят они в тебе густо, точно суточная каша преет, — ну, разумеется, густо и в сочинении выходило; а нынче все это по железнодорожному — бери тарелку, не спрашивай; ешь — пожевать некогда; динь-динь-динь и готово: опять едешь, и только всех у тебя впечатлений, что лакей сдачей тебя обсчитал, а обругаться с ним в свое удовольствие уже и некогда»
Одно из удовольствий, которое приносит творчество Лескова — это разнообразие стилей. Некоторые рассказы схожи с триллерами, другие превосходные комедии о провинциальной жизни и т.д. Только вы успеваете привыкнуть к одному стилю, он сменяется другим и вновь удивляет вас.
Да и сама личность Лескова неординарна.
Кстати, можно сказать, что он был основателем вегетарианского движения в России. Он неоднократно писал о вегетарианстве и даже призывал издать кухонную книгу для вегетарианцев.
Меня особенно подкупает религиозное чутье Лескова. Он, безусловно, христианин, но стоит значительно выше закостенелых постулатов, он ярый противник церковной бюрократии. Он глубоко проникает в сердце и душу, вытаскивая оттуда необычайные красоты человека, Бога и этого мира. Умер писатель тихо, во сне.
В конце для наглядности хочется привести отрывок из повести ” На краю света” Н.С. Лескова:
Отец Кириак: ” – Яви терпение, – вслушайся.
– Хорошо, – отвечаю, – буду слушать, что ты хочешь проповедовать.
– Ну, вот мы с тобою крещены, – ну, это и хорошо; нам этим как билет дан на пир; мы и идем и знаем, что мы званы, потому что у нас и билет есть.
– Ну!
– Ну а теперь видим, что рядом с нами туда же бредет человечек без билета. Мы думаем: “Вот дурачок! напрасно он идет: не пустят его! Придет, а его привратники вон выгонят”. А придем и увидим: привратники-то его погонят, что билета нет, а хозяин увидит, да, может быть, и пустить велит, – скажет: “Ничего, что билета нет, – я его и так знаю: пожалуй, входи”, да и введет, да еще, гляди, лучше иного, который с билетом пришел, станет чествовать.”

 

портрет писателя