logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Городская библиотека»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан
header img

Появление первого светофора

Сегодня светофор для нас – обычное дело. Однако сложно представить, что когда-то мы существовали без него. Он используется во всем мире для регулирования всех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, водного движения и других, и, конечно же, для пешеходов. Почему и когда появилась необходимость в светофоре? За много столетий до изобретения автомобилей возникла потребность в правилах передвижения карет, всадников и пешеходов по городским улицам. Первым упорядочить дорожное движение пытался Юлий Цезарь, но, к сожалению, безуспешно. В Средние века также пытались регламентировать передвижение на улицах, но и тогда ничего не вышло. Основной причиной этих неудач являлось то, что, несмотря на законы, преимущество проезда всегда оставалось у знати: дворян и состоятельных людей, стоящих выше всех правил передвижения. Нарушая правила, знать подавала дурной пример представителям более низких социальных групп, мешали друг другу нормально передвигаться, часто становясь причинами аварий. С появлением и увеличением количества трамваев и автомобилей на дорогах, вопрос о необходимость урегулировать их передвижение стал еще более актуальным. Было принято решение изобрести для этого специализированный прибор, получивший впоследствии название «светофор».

Впервые в истории светофор был установлен более 150 лет назад – 10 декабря 1868 года в Лондоне, насыщенном трафиком и пробками, правда, стоит уточнить, что речь идет о движении экипажей.

Изобретателя светофора зовут Джон Пик Найт. Справедливости ради стоит сказать, что он видоизменил традиционную модель железнодорожных семафоров, в которых отлично разбирался. Первый аппарат светил только в темное время суток, сигналы подавались с помощью вращаемого зеленого и красного газовых фонарей. Днем же первый светофор управлялся при помощи двух семафорных стрелок. В горизонтальном положении они означали «стоп», а опущенные под 45 градусов – «приготовиться к движению. Расцветка, которая используется и в современных светофорах, выбрана не случайно. Дело в том, что красный и зеленый относятся к той части спектра, который человеческий глаз воспринимает максимально хорошо. Первый светофор был установлен на шесте длинной шесть метров и был предназначен для облегчения перехода пешеходам дороги.

Первый семафор был в центре внимания – со всей Великобритании приезжали посмотреть на необычное устройство, пока в январе 1869 года газовый фонарь не взорвался, серьезно ранив полицейского, который управлял светофором. Специальным правительственным указом было запрещено применять подобные устройства, из-за чего в Европе на 50 лет забыли о светофорах.

Светофор и идея социальной справедливости

Главным недостатком первых светофоров было то, что для управления ими требовался человек. При таком раскладе дел невозможно было обеспечить светофорами большое количество улиц в городах. Поэтому изобретатели направили свои усилия на создание автоматических устройств для регулирования дорожного движения.

Несмотря на то, что первый светофор плохо себя зарекомендовал, идея использования такого прибора пришлась по вкусу многим.  Большинство стран мира пришло к решению о необходимости создания правил передвижения для автомобилей, которые стали представлять серьезную угрозу для жизни пешеходов. Поэтому в 1909 году в Париже были утверждены единые для Европы правила дорожного движения, а также система сигнализирующих знаков.

Первый электрический семафор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зеленого цвета) появился в Америке в 1912 году. Его изобретатель – Лестер Вайр – устройство не запатентовал.

Зато спустя 11 лет патент на светофор получил другой американец – Гаррет Морган. Он известен как автор первого трехпозиционного светофора. Морган наделил светофор глубоким смыслом. Темнокожий инженер своим изобретением выдвинул идею социальной справедливости. В его патенте было написано: «Назначение устройства – сделать очередность проезда перекрестка независимой от персоны, сидящей в автомобиле». Так в Америке возникла поговорка: «Бог создал автомобилистов, а Гаррет Морган сделал их равными».

Светофоры Моргана появились очень вовремя. Двадцатые годы в США запомнились автомобильным бумом. С конвейера завода Ford миллионами сходили новенькие машины, которые стали более доступными для простых американцев. Светофоры сделали равными автомобилистов на оживленных улицах Нью-Йорка и Детройта, а затем и других американских городов. Спустя два года светофоры появляются в Париже, а в 1927 году – устанавливаются на улицах британских городов.

Первые светофоры на московских улицах

В России всегда дороги были одной из главных проблем, в том числе во времена Российской империи. С образованием советского социалистического союза республик ситуация не изменилась. Пока весь мир думал, пробовал и экспериментировал с правилами дорожного движения, советским людям предстояло сначала наладить ситуацию с дорогами. Но уже к 1930 году советское правительство решило попробовать установить в советском союзе американские светофоры. Столица страны была чрезмерно перегружена переселенцами, поэтому такие эксперименты проводить было неудобно, потому что для установки светофора нужно было остановить движение, чего власти на то время не могли себе позволить. 

Первый в России светофор был установлен 15 января 1930 года в Ленинграде (на пересечении улиц 25 Октября и Володарского). К концу декабря светофор установили и Москве (на углу Петровки и Кузнецкого моста). После того, как установленный светофор заработал в Москве, в государстве стали думать о размещении таких аппаратов в других городах и населенных пунктах страны. 

Следующим городом, в котором установили светофор, стал Ростов-на-Дону. Затем в Харькове − в 1936 году. Далее такие приборы стали распространяться на наиболее крупные города страны.

На страницах словарей русского языка слово слово «светофор» впервые появилось в 1932 году. Первые советские светофоры сначала напоминали настенные часы. Циферблат был разделен на четыре части: сверху − зеленый, снизу − красный и два желтых по бокам. Стрелка ходила по кругу с определенными интервалами, разрешая и запрещая движение. Инспекторы никак не могли управлять работой такого светофора. Это было не самым удобным решением, и вскоре «светофоры-часы» были заменены на привычные «трехглазые».

Но некоторое время цвета всех советских светофоров оставались перевернутыми: зеленый сверху, красный внизу. Лишь в 1959 году, когда СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, цвета приняли привычный порядок.

Позаимствовав у американцев конструкцию светофора, сответские инженеры экспериментировали с цветовой гаммой. Вместо зеленого цвета хотели сделать синий. Кроме того, цвета были расположены в обратном порядке: сверху синий, снизу – красный. В чем причина таких изменений? Точной информации нет. Скорее всего, власти СССР не хотели проблем с законом. Ведь долгое время трехцветный электрический светофор был запатентован американцами, и за использование этой модели нужно было платить. А когда в 1959 году большинство стран мира, включая и Советский союз, присоединились к Международной конвенции о дорожном движении, то трехцветный светофор с красным, желтым и зеленым цветами – стал общепринятым.

После распада СССР в Российской Федерации появилась возможность более тесно сотрудничать с изобретателями всего мира. Благодаря этому в девяностых годах в России появилось такое нововведение, как светодиодный светофор. Данный аппарат мог не только показывать цветной свет, но и разные фигуры (человечки, стрелки или цифры). Впервые такое новшество было введено в Сарове.

В 1960-х годах появились специальные светофоры для пешеходов. Они имели прямоугольную форму с двумя секциями-лампами, где на стекле красными буквами было написано «стойте», а зелеными – «идите». Кстати, такой светофор можно увидеть в фильме Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». К концу 1970-х на пешеходных светофорах появились «человечки». Также появилась возможность регулировки светофора и самими пешеходами. Рядом с переходами появились пульты с кнопкой, нажав на которую пешеход мог включить себе зеленый свет, а перед водителем, соответственно, загорался красный. Тогда же появилась централизованная система автоматического регулирования светофорами. Сегодня тысячи камер на перекрестках передают информацию о загруженности дорог. При возникновении затора светофоры на этом направлении переключаются в режим «зеленой улицы», до минимума сокращая время работы запрещающего сигнала.

Именно такая интеллектуальная транспортная система, к примеру, работает сейчас в Москве, и Ростех активно участвует в ее развитии. В прошлом году контракт на обслуживание ИТС Москвы до 2023 года заключил холдинг «Швабе».

Памятники светофору

Сегодня в России существуют десятки тысяч световых приборов для регулировки движения. Этому полезнейшему изобретению в разных городах поставили памятники. Первый памятник светофору был открыт в Новосибирске в 2006 году.  

В Пензе возле Привокзальной площади было создано настоящее светофорное дерево. В 2008 году в Москве был открыт памятник инспектору ДПС, которого местные сразу же прозвали «Дядя Степа». Из-за наличия в скульптурной композиции массивного светофора этот мемориал также иногда называют московским памятником трехглазому постовому.  

Подобная композиция была открыта в Перми в 2010 году.  На родине первого светофора – в Лондоне, в 1999 г. был установлено светофорное дерево, состоящее из семидесяти пяти трехглазых регулировщиков. 

Также есть подобный монумент в израильском городе Эйлате.

Интересные факты о светофорах

В Японии раньше вместо зеленого света использовался синий, но исследования ученых показали, что синий цвет хуже воспринимается человеческим глазом.

Так как считается, что в Рио-де-Жанейро неблагоприятная криминогенная обстановка, в период с 10 вечера до 5 утра водители могут проезжать на красный свет, чтобы избежать возможного ограбления.

Ученые подсчитали, что жители крупных мегаполисов тратят около 6 месяцев своей жизни на ожидание зеленого сигнала светофора.

В столице КНДР Пхеньяне до последних лет не существовало светофоров вообще – их заменяли девушки-регулировщицы. Они даже стали достопримечательностью Пхеньяна, так как на эту должность отбирали только молодых и симпатичных представительниц женского пола.

В Праге есть светофор для пешеходов, который расположен на уникальной узкой улочке. Так как на ней сложно пройти двум людям одновременно, светофор регулирует поток идущих с разных концов улицы прохожих и имеет только два цвета.

В Берлине существует светофор с 13 сигналами. В его показаниях не так-то просто разобраться с первого раза.

На берлинском светофоре изображен человечек в шляпе, который даже имеет свое имя – Ампельман и уже стал городским брендом – в сувенирных магазинах можно встретить продукцию с его изображением. Когда после объединения Германии меняли светофоры, то человечка убрали, жителям Берлина это так не понравилось, что они образовали настоящий комитет по спасению светофорного человечка. Власти пошли навстречу и Ампельмана вернули, а в Дрездене у него появилась подруга – девушка в сарафане и с косами.