logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Городская библиотека»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан
header img

Русский Жюль Верн… Александр Беляев

Сто тридцать шесть лет назад 16 марта 1884 г., родился Александр Романович Беляев, русский писатель-фантаст, первый из советских писателей, целиком посвятивший себя этому жанру. Его произведения занимают видное место в отечественной литературе, а лучшие из них составляют «золотой фонд» мировой фантастики. Многие подростки не могли оторваться от «Человека-амфибии» и «Головы профессора Доуэля». По его произведениям сняты замечательные фильмы.
Русского фантаста часто сравнивают с французским «коллегой» Жюлем Верном. Он также мог предвидеть будущее, грандиозные полотна которого рисовал в своих загадочных романах. С начала ХХ века человечество стало выходить на новый уровень технического социального развития. Наука и искусство стали общедоступны, и фактически такие писатели-фантасты как Александр Беляев стали первыми, кто соединил в своём творчестве два направления. С одной стороны — это художественные произведения, но с другой стороны — это не вымысел, а предсказание будущего.
Будущий писатель родился в Смоленске, в семье православного священника, настоятеля церкви Смоленской иконы Божией Матери. Отец отдал его учиться в духовную семинарию, однако сын пошёл собственным путём. После окончания семинарии он поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в Московской консерватории по классу скрипки, занимался журналистикой. С ранних лет Александра Беляева влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией (существовал сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах»). Мечтал мальчик и о настоящих полётах: в детстве пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом и самодельным парашютом, сделанным из простыней, мастерил планёр. Однажды, при очередной попытке взлететь, он упал с крыши сарая и серьезно повредил спину. Эта травма повлияла на всю его дальнейшую жизнь — с 35 лет Беляев страдал от постоянной боли в повреждённой спине и даже был частично парализован.

 

Беляев Александр Романович
Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики и функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможностей внушения? А у генной инженерии? Этим вопросам посвящены его романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказы «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти». Возможно, интерес писателя был вызван, в том числе, серьезными последствиями его болезни, ограничивающей подвижность.
В 30-х годах, когда к мысли о покорении космического пространства многие относились скептически, Беляев на страницах своих романов уже летал на Луну, совершал межпланетные путешествия, запускал в космос ракеты и научные станции. К. Э. Циолковский, с которым Беляев начал переписываться, горячо поддерживал писателя и с увлечением читал его космические произведения, написанные в 1934—1935 годы: «Прыжок в ничто», «Воздушный корабль».
Рисуя картины будущего, Беляев делал прогнозы, казавшиеся в те годы несбыточными: описывал пересадку человеческих органов, использование энергии ветра, добывание воды в пустыне, искусственные дожди, планеризм, цельнометаллические дирижабли, рассуждал о внутриатомной энергии.
Например, идея романа «Продавец воздуха» (1929 год) рождается, вроде бы, случайно: во время поездки в Крым для восстановления от своей болезни Беляев встречает в поезде семью, которая пострадала в результате техногенной аварии на одном из предприятий Кузбасса и теперь ехала на юг для реабилитации. Но писатель-провидец за этим, вроде бы случайным эпизодом, тут же усматривает надвигающуюся экологическую катастрофу, когда окружающая среда станет до безобразия загрязнена промышленным выбросами, а чистый воздух превратится в товар, доступный только богатым людям.
Изменения климата, описанные в романе, в нашей реальности становятся результатом бесконтрольного выброса в атмосферу парниковых газов. И, к сожалению, подтверждают правоту мистера Бейли, героя романа: «Мне просто нет никакого дела до человечества. Оно само идёт к гибели. В конце концов, наша планета не вечна. Она обречена на гибель не мною. А произойдёт это раньше или позже — не всё ли равно».
aleksandr beljaev russkij zhjul vern 1 1 - Александр Беляев — «русский Жюль-Верн»
Александр Беляев с женой Маргаритой и дочкой Людмилой
В своем романе «Человек, потерявший лицо» Александр Романович представляет читателю на суд процесс изменения человеческого тела и связанные с этим последующие проблемы. Получается, советский фантаст уже в 20-е годы прошлого века предрекает современные успехи пластической хирургии, и сопровождающие их этические проблемы. По сюжету: губернатор штата превращается в чернокожего и, в результате, испытывает на себе все прелести расовой дискриминации, процветающей в то время в США. История чем-то похожа на судьбу короля поп-музыки Майкла Джексона, который сменил цвет кожи, спасаясь от предубеждений к чернокожим людям.
В 1926 году выходит в свет книга Александра Беляева «Властелин мира», в которой он практически предсказывает появление армии беспилотников и психотропного оружия.
А еще, Александр Романович был очень дружен с детьми. В 1939-м он выступил с проектом создания в Пушкине под Ленинградом «Парка чудес» — фактически прообраза «Диснейленда». Проект Беляева был горячо поддержан многими деятелями культуры и науки, но его воплощению помешала война и подорванное здоровье.
Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, что сильно ограничило его подвижность. С началом войны Беляев пишет фантастический рассказ «Чёрная смерть» о неудавшейся подготовке фашистскими учёными бактериологической войны, но при жизни опубликовать его уже не удалось. Город Пушкин (пригород Ленинграда), где жил в последние годы Александр Романович с семьей, был оккупирован. В январе 1942 года талантливый советский писатель умер от голода. Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были вывезены немцами в Польшу. Место его захоронения достоверно не известно. А памятник на Казанском кладбище города Пушкин установлен лишь на предполагаемой могиле.
Книги Беляева будили и будят у подростков интерес к науке, учат добру и мужеству, заражают всепоглощающей жаждой познания. Воздадим должное таланту писателя: многие современные фантастические романы попросту бессильны соперничать с “Человеком-амфибией”, романом не только остросоциальным, но и провидческим. “Первая рыба среди людей и первый человек среди рыб, Ихтиандр не мог не чувствовать одиночества, — говорил беляевский Сальватор на суде. – Но если бы следом за ним и другие люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной. Тогда люди легко победили бы могучую стихию воды… Эта пустыня с её неистощимыми запасами пищи и промышленного сырья могла бы вместить миллионы, миллиарды человек…”
Разве не эта глубоко человеческая цель экспериментов профессора Сальватора является главной в книге Беляева? И в наши дни, вполне реальный герой морских глубин – прославленный океанограф Жак Ив Кусто – публично заявлял: «Рано или поздно человечество поселится на дне моря; наш опыт – начало большого вторжения. В океане появятся города, больницы, театры… Я вижу новую расу «Гомо Акватикус» — грядущее поколение, рождённое в подводных деревнях и окончательно приспособившееся к новой окружающей среде».