logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Городская библиотека»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан
header img

Сто сорок один год назад, 18 июня 1880 года, в Москве был установлен памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

18 июня (6 июня по старому стилю) 1880 года в Москве был установлен памятник поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
Идея создания памятника поэту появилась сразу же после трагической его гибели в 1837 году, но осуществить это не представлялось возможным. Во-первых, в то время было принято устанавливать памятники исключительно государственным деятелям, а во-вторых – отношение власти к Пушкину было весьма прохладное.
В 1860 году бывшие выпускники Царскосельского лицея, где в свое время учился Пушкин, выступили с инициативой о создании памятника. Предложение поддержал родственник императора принц Петр Ольденбургский, бывший в то время попечителем лицея. Он получил согласие Александра II на установку памятника. Был объявлен сбор средств на монумент, который предполагалось поставить в Царском Селе, “в бывшем лицейском саду”.
Однако собрать удалось всего 13 тысяч рублей — это была лишь малая часть необходимых средств.
В 1870 году бывший лицеист Яков Грот вновь поднял вопрос о строительстве памятника. Его поддержали другие лицеисты. Из них в феврале 1871 года был создан комитет, главой которого стал принц Петр Ольденбургский. В этот раз местом установки памятника избрали Москву, где родился поэт.
Средства на памятник собирали всем миром. Крестьяне давали последние копейки, чиновники, генералы — от одного рубля до 100, члены царской семьи — 100-150 рублей. Самое большое пожертвование (1000 рублей) сделал сын знаменитого историка Владимир Карамзин. Всего было собрано 83 992 рубля 61 копейка, а вместе с накопившимися процентами от предыдущего сбора средств в распоряжении создателей памятника оказалось 106 575 рублей 10 копеек.
Их хватило не только на монумент, но и для учреждения Пушкинской премии Академии наук за сочинения по изящной словесности и изыскания по русскому языку и литературе (первое присуждение премии состоялось в день лицейской годовщины – 31 октября (19 октября по старому стилю) 1882 года).
В 1872 году комитет объявил конкурс на лучший проект монумента, но ни одну из представленных 15 работ не признали удовлетворяющей требованиям. Был объявлен новый конкурс, по итогам которого в 1875 году лучшей была признана работа Александра Опекушина, изображавшая фигуру размышляющего Пушкина на прогулке и лишенная каких-либо аллегорических украшений.
В ходе создания эскиза памятника Опекушин испробовал множество вариантов. Десять больших альбомов были заполнены набросками Пушкина в разных позах, было выполнено тридцать моделей из глины и пластилина. В осуществлении проекта также принимал участие архитектор Иван Богомолов. Работы по изготовлению модели статуи, сооружение пьедестала, отливка бронзовой одиннадцатиметровой скульптуры заняли пять лет. Отливали фигуру Пушкина на петербургском бронзолитейном заводе. Пьедестал и постамент были изготовлены из темно-серого и темно-красного сердобольского гранита.
Открытие памятника планировалось на 31 октября (19 октября по старому стилю) 1879 года – к годовщине открытия Царскоселького лицея. Но при монтаже были повреждены части скульптуры, а восстановительные работы продлились до весны следующего года.
Следующей запланированной датой открытия монумента стало 7 июня (26 мая по старому стилю) 1880 года, но из-за траура по императрице Марии Александровне оно вновь не состоялось.
Наконец, 18 июня (6 июня по старому стилю) 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, при большом количестве народа памятник Пушкину был торжественно открыт на Страстной площади, в начале Тверского бульвара.
На монументе поэт изображен стоя, на нем надет длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Поза отличается непринужденностью и естественностью: левая нога выдвинута немного вперед, правая рука заложена за жилет, в левой руке, заведенной за спину, Пушкин держит шляпу, голова слегка наклонена, взгляд выражает задумчивость и погружение в себя. Вокруг памятника расположены 18 гранитных тумб с бронзовыми венками, а между ними протянуты цепи-гирлянды лавровых листьев из литья. Постамент представляет собой цоколь со ступенями. На фасаде постамента, на передней его части изображены перо и венок – символы поэзии и искусства. На гранях пьедестала вырезаны строки из стихотворения “Я памятник воздвиг себе нерукотворный…”, но с подмененной уже при первом, посмертном, 1841 года, издании строчкой: вместо “Что в мой жестокий век восславил я свободу” тогда написали “Что прелестью живой стихов я был полезен”. Рядом с памятником установлены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых — четыре светильника.
В день открытия памятника вокруг него на шестах были поставлены белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Народ покупал у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал памятника.
На открытии памятника присутствовали дети и внуки Пушкина, видные литераторы, ученые, музыканты, артисты, общественные деятели, в их числе были Иван Тургенев, Яков Полонский, Апполон Майков, Алексей Плещеев, Федор Достоевский.
Когда в 1936 году готовились к 100-летию со дня смерти Пушкина, было решено заменить на памятнике исправленный текст стихотворения на оригинальный (впервые опубликованный Петром Бартеневым в 1881 году). При этом исходный шрифт был сохранен, но орфография заменена на современную, а двустишия были заменены на полные четверостишия. Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесенный высоким рельефом в старой орфографии “Сооруженъ въ 1880 году”.
В 1950 году при реконструкции Страстной площади был уничтожен Страстной монастырь, перед которым стоял памятник Пушкину. Монумент перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили прямо на том месте, где раньше стояла колокольня Страстного монастыря. Прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.